Разделы



России нужно срочно менять экономический курс

Вторая волна сурового кризиса в РФ практически неизбежна. Либо то будет паралич хилой банковской системы из-за массового невозврата дорогих кредитов, выданных в первой половине 2009 г. под высокие проценты.

Либо - крах экономики после возможного падения цен на нефть (в силу запрета на торговлю нефтяными фьючерсами в США).

Если страна не хочет экономического хаоса, ей нужно срочно менять экономический курс, переходя к нелиберальным эмиссионным мерам "запуска" экономического роста. Это - меры неотложной помощи...

ГЛАВНЕЙШИЙ ВОПРОС

Деньги - вопрос не главный. Их всегда можно найти. Разве не показал нам товарищ Путин, как из одного олигарха можно вышибить 40 миллиардов долларов? Правда, толку от этого для страны не получилось: ушли те денежки, как вода в песок. С другой стороны, есть вопрос трат. Если посмотреть, куда в нынешней РФ тратят средства, то узришь множество совершенно ненужных статей расходов.

И все же, деньги - не главное. Первичным же всегда будет проблема элиты. Если во главе страны стоят умные и волевые люди, твердо знающие, к каким рубежам ее вести, если они связывают свою судьбу с судьбой России, финансовый вопрос всегда будет решен. Деньги - не священная субстанция. Они, если говорить очень просто, есть всего лишь мера труда, которым занимается общество. Они - всего лишь сумма цен товаров и услуг, производимых обществом, мерило его готовности создавать нечто полезное. Деньги ведь и напечатать можно - если только под них будет произведено нечто действительно нужное. Чем больше нужного и полезного - тем больше денежная масса.

Конечно, можно взять - хотя это и сопряжено с некоторыми трудностями и опасностями - у крупных паразитов, которые с производственным капиталом не имеют ничего общего, а только отсасывают деньги за пределы РФ. И там, за ее пределами, омертвляют их в футбольных клубах, флотилиях яхт и в лондонской недвижимости. Но времени у нас нет, РФ - в опасном положении, и потому необходим менее болезненный способ решить финансовую проблему.

Деньги можно эмитировать. То есть, грубо говоря, напечатать. Под нужные проекты.

ЭМИССИЯ БЕЗ ИНФЛЯЦИИ

"Это же инфляция! Деньги обесценятся!" - задохнутся от негодования многие.

А мы спокойно ответим: не всегда. Есть эмиссия, которая практически не вызывает инфляции. Конечно, если тупо печатать рубли и раздавать их всем, затыкать ими дыры в бюджете - инфляция неизбежна. Деньги чем-топохожи на воду. Ее можно разлить по всей местности равномерно, но только от этого пользы никакой не выйдет. Одно болото получится. В данном случае - инфляционная топь. А можно направить тот же объем воды по нескольким каналам, мощным напором, чтобы она турбины вертела и энергию давала.

Так вот: эмитированные рубли нужно:

- во-первых, направить в народное хозяйство через "бутылочные горлышки" ("турбины") нескольких ключевых, национальных проектов;

- во-вторых, предохранить выпущенные "проектные" деньги от воровства (нецелевого использования), от конвертации их в твердую валюту и от выплеска на потребительский рынок.

Реши эти две проблемы - и можешь смело заниматься эмиссией. Денежную массу в РФ сегодня можно удвоить: монетизация нашего ВВП намного ниже, чем в Китае и странах Запада.

Вы знаете, насколько ВВП Российской Федерации обеспечен денежной массой (наличными, безналичными рублями и выданными кредитами)? По состоянию на август 2009 года - на 34%. (В КНР - 130%, США - 120%, ЕС - 80%). То есть, русская экономика - как человек с наполовину выпущенной из жил кровью. И это еще ничего: в 90-е, при "младореформаторах", монетизация экономики РФ опускалась и до 14%. Реально дело обстояло так: либо предприятия платят налоги государству и зарплату рабочим, либо - расплачиваются за сырье, энергию и комплектующие. Тогда вся жизнь в стране была парализована неплатежами, а налоги из предприятий вышибала чрезвычайная комиссия по налогам во главе с Чубайсом.

Одним словом, сегодня можно смело увеличивать денежную массу в РФ как минимум вдвое.

Но важно сделать так, чтобы эти эмитированные рубли, вливаясь в экономику, по пути помогли произвести массу вещей, которые наш народ с радостью возьмет и за них заплатит. Или таких вещей, которые принесут стране большие доходы на внутреннем и внешнем рынках.

Пример? Скажем, на эмитированный миллиард рублей ты строишь сверхпроизводительный биоагрополис "Зеленого мира" (по В.Гребневу). В итоге получаешь то, куда люди поедут с радостью, заплатив из своего кармана за новые удобные дома (ибо они - по доступной цене). Да еще этот биоагрополис, работая самостоятельно, без государственной поддержки, начнет давать экономике реальные зерно, мясо, молоко, плодоовощную продукцию, осетрину, принося прибыль, экспортные доходы (в мире не хватает продовольствия) и обеспечивая работу массе народу.

А если таких биоагрополисов построена целая сотня? Они вытесняют с рынка импортное продовольствие (экономят стране валюту), дают приток средств в региональные бюджеты (их не нужно поддерживать из Москвы). После их постройки остались заводы по производству новых конструкционных материалов: пеносиликальцита, керпена, дестама. Они также продолжают работать, снабжая своим товаром частных застройщиков и строительные фирмы, принося доход и создавая новые рабочие места. То же самое - и с созданной промышленностью по производству установок биогазовой энергетики.

Поглядев на реальный успех затеи государства с биоагрополисами Гребнева, частные инвесторы начинают сами, на свои деньги, строить подобные предприятия и поселки, брать в оборот пустующие с 1992-1993 годов земли.

И в итоге получится, что государство потратило на проект биоагрополисов эмитированные сто миллиардов - а прямого эффекта за пять лет получило миллиардов на триста. Если же считать эффекты косвенные - то и того больше.

Другой пример: эмитированные денежки истрачены на то, чтобы возродить производство тяжелых грузовых лайнеров Ан-124 "Руслан" и выпустить первые десять воздушных кораблей. Ты сразу же даешь работу авиапрому и всем предприятиям-поставщикам, связанным с постройкой самолетов-гигантов. А когда производство пошло, эти тяжелые самолеты (сданные в лизинг успешной компании-перевозчику) начинают приносить прибыль, зарабатывая на перевозках грузов по всему миру. Производство живет и получает новые заказы - уже не только от государства, но и от частников, от иностранных компаний. Идут реальные доходы, реальные отчисления в бюджет. В завод вкладываются частные деньги: ведь он теперь работает, реально производит новые самолеты. А компания "Воздушный старт" вообще переделывает пару Ан-124 в летающие стартовые платформы для новых двухступенчатых ракет-носителей. После чего начинается бизнес на дешевых запусках спутников разных стран. А дело живет: выпущены еще двадцать самолетов-гигантов, а потом - еще тридцать. И так далее. Государство эсвоим эмиссионным вливанием сыграло роль стартера, зажигателя самоподдерживающегося процесса.

В начале 2000-х годов несколько наших энтузиастов в верхах уже было договорилась о возобновлении производства Ан-124 "Руслан". Был найден богатый заказчик из Арабских эмиратов (ОАЭ), готовый вложить в дело 120 миллионов долларов. Был разработан план создания грузовой авикомпании по использованию "русланов", которая могла сделать проект окупающимся буквально с первых стадий, были составлены планы продвижения новых машин на мировые рынки. Но в дело вмешался "Рособоронэкспорт" (как вы посмели это без меня делать?) - и все рассыпалось. Арабский заказчик отвалился, поклявшись никогда больше не иметь дела с русскими. Ну, а власти РФ и в 2009-м все судят-рядят, как бы возобновить производство Ан-124, потеряв добрых семь лет...

ВОЗМОЖНЫ ВАРИАНТЫ

Мы привели нарочито простые примеры. На самом деле, возможны варианты, при котором на один эмитированный государством рубль можно привлечь в проекты по два рубля из частных и корпоративных карманов. И если у тебя есть Пятилетний план инновационного развития страны с набором подобных проектов-"тягачей", ты за считанные годы вытянешь Россию на новый уровень развития, получишь несырьевую жизнеспособную экономику.

Быть может, для кого-то все это - азбучные истины. Но только не для государства РФ. Оно-то за два десятка лет своего существования таких схем не применяло. Почему? Потому что они - "неправильные", еретические с точки зрения теории монетаризма-либерализма, господствующей в наших верховных умах. Так, мол, идеологически недопустимо. Оно и понятно: эмиссионные схемы запуска несырьевого роста страны требуют, чтобы у власти стояла работящая элита, которая не станет воровать и "пилить бабки" на каждой стадии проектов. В таких схемах договоры должны заключаться непосредственно между предприятиями-исполнителями заказов, а не между фирмами-посредниками, созданными начальством для увода части денег в свои карманы и для раздувания затрат.

Более того, элита, задействующая эмиссионное "зажигание" для развития страны, должна действительно болеть за Россию, учить в ней своих детей, а самое главное - стремиться реально управлять процессами, реально творить историю, управлять будущим страны. Если правящая верхушка страны такова, то она составит и план пятилетнего развития, и придумает множество интересных проектов, и изобретет тьму разнообразных приемов для ускорения развития державы. Почему? Потому что она этого искреннее и пламенно желает. Это для нее - не отбывание номера, не дежурные водопады слов о "сильной России" с трибуны, а дело жизни.

Но, как верно сказал Сергей Кургинян, власть имущие РФ не желают управлять процессами - они их только обслуживают. Мол, пусть все само собой идет. А мы работать и напрягаться не желаем. О проектах пусть бизнесмены думают, наше дело - деньги делить, себя не забывать и жить, потребляя в три горла. Разумеется, такая элита предпочитает безделье и воровство. Ведь любой проект развития означает необходимость думать, творить, брать на себя ответственность.

ОПИРАЯСЬ НА ВНЯТНЫЙ ПЛАН

Тем не менее, в РФ есть люди, способные разработать подобные проекты, свести их в единый план - и осуществить задуманное, напевав на все "религиозные запреты" монетаризма-либерализма. (Эта догма душит наше развитие раз в десять сильнее, чем идеологические запреты казенного марксизма-ленинизма в семидесятые!) Более того: мы таких людей знаем и видим, как они бьются головой об стену в нынешней системе.

Проклятым вопросом наших дней остается одно: смогут ли такие люди реально войти в правящую верхушку и взять судьбу страны в свои руки? Ведь только они способны не допустить сваливания РФ в пропасть кризиса. В них - шанс России на счастливое будущее.

Подобных подвижников можно найти в каждой области, в каждом большом городе РФ, Украины и Белоруссии (для меня все это - одна Русская цивилизация). Они давным-давно имеют свои планы и технико-экономические обоснования. Запорожцы - планы построения международного авиастроительного консорциума с ясной программой. Сахалинцы - планы строительства передового комплекса глубокой переработки добываемого на острове углеводородного сырья плюс соединение Сахалина с материком с помощью строительства железнодорожного моста. А попутно - планы создания на острове центров экотуризма. В Приморье энтузиасты создали план развертывания на юге края сети биотехнологических производств и транспортно-логистического узла. Виталий Гребнев и профессор Раиф Василов - имеют планы строительство биоагроэкополисов по всей России. В Хабаровском крае готов план создания инновационно-космического кластера развития вокруг будущего космодрома Свободный (он же - Восточный). Иные готовы предложить план строительства на малых реках России сотен малых же бесплотинных ГЭС. Есть план создания концерна "Ростеплопром" - производства экономичных энергоустановок, сочетания газотурбинных электростанций с теплонасосами. Все это позволит стране высвободить миллионы тонн нефти, отказаться от сжигания десятком миллиардов кубометров природного газа. И так далее и тому подобное.

Есть замечательный человек - лидер Движения развития Юрий Крупнов, который такие проекты собирает и инициирует их разработку на местах. Кстати, Крупнов - поборник разработки новых пятилетних планов. (Именно планов, а не всяких прогнозов и сценариев, чем занимается Минэкономики!) Он выделяет совершенно четкие приоритеты, ключевые направления в развитии страны. Дадим слово ему (отрывок из нашей книги "Цунами 2010-х"):

"- Никакие частные вопросы в стране невозможно далее решать без выделения и постановки реальных проблем. Проблема есть затруднение и противоречие, которое на данный момент не имеет своего отработанного решения в культуре. Способы и механизмы решения при встрече с проблемой еще предстоит открыть, увидеть, изобрести или "придумать". Именно реальные проблемы определяют эффективность действий и саму возможность масштабных преобразований, - считает Юрий Васильевич.

Он убежден, что даже постановка проблем требует гигантских творческих усилий и работы духа. Именно поэтому обозначение и решение любой проблемы во всемирной истории всегда приводили и приводят к фундаментальным открытиям и цивилизационному сдвигу. Фундаментальными становятся открытия, что порождают целый спектр принципиально новых методов и систем деятельности. Они позволяют, как утверждают историки, "расширять экологическую нишу этноса". Здесь можно назвать открытия в области производства пищи. Например, доместикацию растений или одомашнивание животных, или иные технические, организационно-управленческие открытия, позволяющие увеличить плотность населения в десятки и сотни раз. Эффект фундаментальных открытий таков, что они дают народу-первооткрывателю абсолютное преимущество перед другими народами и государствами мира.

Крупнов убежден, что любая реальная проблема по определению является мировой. То есть, она равно важна не только для России, но для всего человечества. Буквально для всех стран мира. Она является сквозной и предполагающей тотальное преобразование мирового целого.

- В наши дни есть несколько проблем, без нефиктивного решения которых силами нам не сохранить страну и не выйти в режим развития! - говорит Ю.Крупнов.

Во-первых, это демографическая проблема. В российской реальности она заключается в противоестественном и разрушительном режиме воспроизводства собственного населения, сочетающем в себе, по определению ведущего демографа Леонида Рыбаковского, "европейскую рождаемость и африканскую смертность". В России происходит ускоряющееся обезлюдение. Фактически, речь приходится вести о вымирании страны. При этом в других странах, как известно, демографическая проблема может выражаться и в перенаселении.

Во-вторых, существует проблема деформированной внутренней геополитики страны. В РФ можно сносно жить в нескольких относительно благополучных анклавах. Все остальное - территории нищеты, безнадежности и вымирания. Потому страна - накануне нового развала, причем первый кандидат на откол - Дальний Восток.

В-третьих, нарастает градостроительная проблема, наиболее очевидно представленная в "жилищном вопросе" и "проблеме ЖКХ". Причина - исчерпанность ресурсов индустриальной урбанизации, невозможность решения основной массы вопросов расселения, жилья и жизнеобеспечения привычными методами.

В-четвертых, налицо проблема девальвации промышленного развития и труда. Сегодня сферы коммуникации и услуг вытесняют устаревающие и необновляемые промышленно-индустриальные системы. На это направлены и активно пропагандируемые последние десятилетия идеологии - мифы постиндустриального и информационного общества. Нужно снова возродить ценность созидательного труда, поднять суперпромышленность нового века.

В-пятых, обостряется энергетическая проблема. И в РФ, и во всем мире потребление энергии растет быстрее, чем ее производство. Очевидно отсутствие новых инфраструктурных решений, способных резко, в разы, повышать энергопроизводство.

- Хвастливыми разговорами про "энергетическую сверхдержаву" эту проблему не решишь, и уже через скоро нам самим перестанет хватать нефти, - замечает Юрий Васильевич.

В-шестых, нас берет за горло проблема организации общественного развития. Речь идет не только о необходимости новой социальной политики (кризис социальных политик происходит во всем мире), но и о необходимости принципиально определить принципы общественного строительства и тип общественного строя. Для России сия проблема очевидна. Достаточно указать на давно уже обессмыслившиеся споры о том, что лучше: социализм или капитализм. Нужно создать нечто совершенно новое.

Наконец, в-седьмых, имеется проблема мирового развития. Здесь мы укажем на кризис мирового порядка и отсутствие адекватных теорий, стратегий и сценариев развития, которые бы охватывали все основные страны мира, включая так называемые неразвитые или слаборазвитые. Современный мир грядет к развалу, и никто не знает, что делать.

- То же самое касается и России, на территории которой, как я уже указывал, одновременно существуют все уклады - от глобальных миростоличных мегаполисов до чуть ли не первобытнообщинных территорий той же нечерноземной "глубинки", - уточняет наш собеседник. - Эти семь выделенных проблем не исчерпывают проблемное пространство. Список их всегда открыт. Ведь проблема - это не позитивистское знание, определяемое якобы только объектом, а еще и результат способности общественных сил осознать, "схватить" и сформулировать проблему. Однако именно эти семь проблем требуют своего обязательного и срочного решения...

- Из определения главных проблем страны и мира следует постановка целей развития страны. Их также должно быть семь, - убежден Крупнов. Каковы же они?

РУССКИЕ ПРИОРИТЕТЫ

Демографическое развитие. Снижение смертности населения, рост средней продолжительности жизни до 72 лет к 2015 г. и переход с 2012 г. к демографическому росту с достижением в 2050 году численности населения Российской Федерации не менее 200 миллионов жителей. Средство: реализация Демографической доктрины России, опережающее развитие образования и здравоохранения, обеспечение перспективности детства.

Градостроительное развитие. Обеспечение каждой российской молодой семье с 2015 года безусловной возможности приобрести собственный дом-усадьбу. Средство - переход к альтернативной урбанизации на основе малоэтажного усадебного домостроения.

Геостратегическое развитие. Организация центра мирового развития на нашем Дальнем Востоке. Средство: создание особого федерального района в Приамурье через организацию энергетическо-промышленного кластера и инфраструктурного плацдарма в Приамурье. Перенос столицы России на Дальний Восток или организация там второй столицы.

Промышленное развитие. Организация пяти промышленных сфер приоритетного развития страны: градостроительной (см. цель 2), электроники (задача - к 2010 г. довести долю отечественной электроники мирового уровня до 70 %), биотехнологий, ядерной (см. цель 5) и инструментальной (станкостроение и производство технологических линий и универсальных заводов). Сохранение и воспроизводство на новых основаниях базовых промышленных отраслей, среди которых в обязательном порядке - авиапром и автопром. Средство: реализация Промышленной доктрины России.

Иначе нас ждет катастрофа. Деградация машиностроения - прямой путь к потере Россией суверенности.

Энергетическое развитие. Достижение глобального энергетического лидерства и первенства России. Средство: опережающее развитие ядерной энергетики на основе замкнутого ядерного топливного цикла и организация сотовой инфраструктуры малых атомных станций. Подробно проект описан в Ядерной доктрине России, созданной под руководством Ю.Крупнова.

Общественное развитие. Определение общественного строя России XXI века вокруг принципа личности как того, что задает уникальность и достоинство каждого человека, основу его творческого потенциала, что позволяет каждому человеку на самобытных основаниях участвовать в мировом развитии. Средство: создание лучшей в мире новой российской школы и организация нашей государственности как мировой державы - государственности, которая образцово-показательно решает мировые проблемы на собственной территории.

Мировое развитие. Создание теории и практики мирового развития как русского вклада в решение общечеловеческой проблемы развития. Средство: организация по инициативе России в целях укрепления роли ООН новой международной организации - Лиги мирового развития, объединяющей большинство народов планеты.

- Достижение этих семи великих целей потребует дальнейшего разбиения каждой цели на задачи и проекты, перевода всей деятельности в планы и графики. И такая работа нами делается. Общественное Движение развития совместно с Институтом мирового развития ведет разработку и реализацию 72 проектов развития. Разумеется, продвижение по разным проектам идет неодинаковыми темпами. Но важна общая проектная логика и системность работы, что задается обозначенными целями, - говорит наш собеседник.

Это и есть настоящие реформы. Ведь, по большому счету, никаких реформ в стране еще не было. Нельзя называть этим словом тот погром, что учинили в России с 1992 года. "Реформа" - это когда создается что-то качественно новое. То, что лучше прежнего. А что нового создали наши "реформаторы", лишив нас половины страны и унеся жизни стольких миллионов человек? Поломав здоровье и судьбы еще десятков миллионов? Да по сути - ничего. Экономику - примитивизировали и упростили. Погубили высокотехнологичные отрасли и сейчас уничтожают систему образования. Варваризовали общество. Военно-промышленный потенциал ослабили, обороноспособности нанесли чудовищные потери. Если рассудить здраво, то их "реформы" есть не что иное, как доведенные до уродливой крайности тенденции загнивания и разложения, что были еще при Брежневе. И умудрились они создать строй, где собрались все недостатки царской и советской эпох, язвы и пороки "постиндустриализма" - и минимум достоинств всех трех стадий...

Можно спорить со списком Крупнова и его дополнять. С точки зрения автора книги, необходимо создние настоящей НИС, национальной инновационной системы. В ее рамках государство сможет заняться выдвижением первоочередных программ в развитии техники и промышленности по образцу "ядерного проекта" конца 1940-х годов. Оно сможет не сопли жевать, а внятно формулировать то, что общество хочет получить в сжатые сроки от науки при соответствующей готовности за это платить. В перспективе это вызовет развертывание нескольких нацпроектов вроде "ЖКХ нового типа", "Новое домостроение", "Энергосбережение", "Боевой самолет 6-го поколения" и т.д.

Безусловно нужен нацпроект по созданию соответствующей поставленным задачам банковско-ссудной системы вместо нынешнего позорища - разрозненных кредитно-финансовых институтов, не кредитующих нормальное производство. А проект по спасению потенциала "оборонки" и подготовке кадров для нее, принятие четкой программы вооружений взамен нынешней, расплывчатой и бесприоритетной? Да, тоже необходим, аки воздух. Да еще и в тесной увязке с созданием вменяемой военной доктрины страны, с определением облика возможных войн, что неизбежно ждут нас впереди.

А проект развертыванию технопарков и технополисов, созданию "зон развития"? Без него - никак. И энергетическую программу надо дополнить особыми проектами развития альтернативной энергетики, водородной энергетики и т.д.

Дополним крупновский список генеральным планом развития транспортных коридоров и транспортной системы РФ, сегодня не обеспечивающей единства страны. Нам нужны супертрассы, связующие Азию и Европу, Персидский залив - и Балтику. Развитие кроссполярных воздушных путей. Создание новых видов скоростного транспорта.

Не забудем грандиозный проект по развитию космической и авиационной техники.

В особую статью выедем усилия по развитию и поиску технологий будущего: и нанотеха, и прочих, что ведут к закрытию устаревших отраслей индустрии. Здесь же - программа развития искусственного интеллекта. В стране, где людей катастрофически не хватает, такие технологии - сущее спасение.

А связь? Непременно развертываем проект по поиску и отбору наиболее дешевых и эффективных способов обеспечения страны цифровой телефонией и широкополосной радиосвязью, в первую голову - отечественных.

А малый и средний бизнес? Ему надобно посвятить свой проект.

Исходя из всего, что выше, создаем всероссийский мегапроект "Национальная образовательная система".

На особое место поставим план по поиску и подготовке управленческих кадров взамен кадров 90-х годов, ни к чему дельному не способных. С развитием передовых организационных технологий в противовес мертвящему бюрократизму нынешней РФ. С созданием сильных "фабрик мысли" для разработки стратегических планов. ТО естиь, проект по созданию новой системы управления государством, нового чиновничества - гораздо меньшего по численности, нежели сегодня, но на порядок более работоспособного. Фактически, бюрократия заменяется на делократию (по Мухину), на власть людей, любящих решать задачи развития страны в кратчайшие сроки и с наивысшей эффективностью.

Составной частью сего направления стаеновится создание спецслужбы нового типа, направленной на безжалостную борьбу с коррупцией и "инновационным сопротивлением" госаппарата. Спецслужбу для расчистки завалов на пути научно-технического развития страны. Ибо сопротивление старой "элиты" придется ломать не только пряником, но и кнутом..."

Таким может быть грандиозный план для РФ: план не только борьбы с кризисом, но и эпохального продвижения Русской цивилизации вперед. План строительства нового Китежа, царства свободы.

И именно такая политика может сегодня спасти страну от второй - и очень разрушительной - волны кризиса.