Водочные генералы России готовы к новым битвам
С 2010 года в России вступила в силу "Концепция реализации госу-дарственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди насе-ления Российской Федерации".Этот многостраничный документ, подписанный Владимиром Путиным, является очередной попыткой властей хоть как-то повлиять на национальную традицию, четко сформулированную еще в X веке: "Веселие на Руси есть пити!". До сих пор все антиалкогольные кампании в России - и при монархах, и при большевиках, с треском проваливались, становясь в лучшем случае поводом для анекдотов, а в худшем - вызывая озлобленность и раздражение населения, в массе своей считающего "зеленого змия" милой домашней зверушкой.
Скорее всего, и нынешний благородный порыв быстро канет в Лету, не избавив ни страну от прогрессирующего алкоголизма, ни потребителя от "паленой водки". Водочный бизнес супервыгоден и сверхкриминален и весьма трудно представить себе отважных альтруистов, решившихся хоть немного осушить это мрачное болото.
История большинства лидеров отечественной водочной промышленности - это готовый сценарий кровавого триллера. Взять хотя бы подмосковный завод "Топаз" - владельца известного бренда "Зеленая марка". Начиналось сие могучее предприятие, как и многие в то время, с "ржавой ванны", в которой спирт "Ройяль" разводился водопроводной водой, и полученная смесь разливалась в бутылки, с этикеток которых нагло подмигивал доверчивому потребителю фиолетовым глазом Гришка Распутин. Доходность уже на раннем этапе существования "Топаза" была столь высока, что его отец - основатель Александр Сапрошин быстро стал жертвой киллера. Захватившие тогда завод рейдеры оказались не лишены своеобразного юмора и выпустили водку "Сапрошин" в бутылке, имеющей форму пули. Но это было только началом. Если бы фамилии всех убиенных в битвах за "Топаз" воплощались в этикетки, то российский рынок обогатился бы не менее чем полусотней новых брендов.
Некая стабилизация наступила только в начале "нулевых" годов, когда водочная индустрия в значительной степени сосредоточилась в руках знаменитого авторитета Акопа Юзбашева по кличке "Папа". Но наслаждался покоем "Папа" недолго. В начале 2001 года его посетили некие решительные господа и ласково предложили уступить заводик за десятую часть цены. Потрясенный такой наглостью "Папа" охарактеризовал поведение господ терминами, распространенными в местах не столь отдаленных и указал на дверь. Господа оставили визитки службы безопасности компании ЮКОС и вежливо попросили позвонить, если передумает. "Папа" не передумал.
Утром 18 мая 2001 года младший брат "Папы" Георгий Юзбашев выехал на завод, намереваясь посетить новый цех разлива лимонада. В 10.40 в его машину попало полтора десятка пуль, нанеся ранения не совместимые с жизнью. Дело не было раскрыто, но через несколько месяцев "Топаз" стал собственностью группы "Промышленные инвесторы", принадлежащей бывшему старшему вице-президенту ЮКОСа Сергею Генералову, коллеге и близкому другу шефа безопасности ЮКОСа Алексея Пичугина, отбывающему ныне пожизненный срок за организацию заказных убийств. Сам "Папа" Акоп Юзбашев исчез в неизвестном направлении.
Новые хозяева воздержались от выпуска водки "Папа", "Акоп" или "Георгий". Ограничились "Зеленой маркой", как-никак клан Юзбашевых исповедовал ислам. В 2008 году 90% ЗАО "Русский алкоголь", принадлежащее "Промышленным инвесторам" было продано полякам и англичанам. Но 10% Сергей Генералов оставил себе - видимо, как память о боях и победах. И теперь "Топаз" выпускает водку с ностальгическим названием "Журавли" - своеобразный "братский" памятник всем павшим в водочных баталиях. "Мне кажется порою, что солдаты, с кровавых не пришедшие полей...".
Можно уверенно прогнозировать, что любая серьезная попытка претворить в жизнь новую антиалкогольную концепцию сделает водку "Журавли" брендом N1 в России.