Ликвидация путинского наследия отменяется
Когда в ноябре прошлого года в послании Федеральному Собранию Дмитрий Медведев назвал госкорпорации бесперспективными и поручил правительству разработать план их реорганизации, критики восприняли это как прямой вызов премьер-министру.Ведь большинство из них появились в бытность Владимира Путина президентом и с его благословения. По мере приближения установленного срока представления плана - март сего года - обозреватели стали нагнетать страсти. Звучали утверждения, что госкорпорации будут ликвидированы в течение двух лет, еще до следующих президентских выборов.
Тем временем Минэкономразвития разработало и 15 февраля внесло в правительство предложения по преобразованию госкорпораций. Никакой революции там не предусматривается. "Проработка соответствующих материалов в аппарате правительства завершается, и в установленный срок президенту будет представлен доклад с учетом мнений заинтересованных ведомств", - сообщил пресс-секретарь главы правительства Дмитрий Песков.
Из подробностей разработанного плана следует одно: реорганизацию госкорпораций спускают на тормозах - иначе просто не получается. Она будет происходить постепенно и для каких-то структур завершится только лет через восемь, а какие-то не затронет вовсе. Конечно, президент может потребовать ускорить процесс, но вряд ли он это сделает: слишком уж важные сферы экономики будут затронуты намеченной реорганизацией. Ситуация осложняется еще и тем, что термином "госкорпорации" названы сильно отличающиеся друг от друга структуры. Сложно сказать, что - кроме особого отношения со стороны государства - объединяет, скажем, Агентство по страхованию вкладов и Росатом. Поэтому пути и сроки их реорганизации не могут не отличаться.
В целом план действий таков. Роснанотехнологии и Росавтодор предполагается преобразовать в акционерные общества. Причем если о судьбе второго еще надо договариваться с Минтрансом, то процедура акционирования Роснано может быть запущена уже в этом году. Именно к этой госкорпорации возникли наиболее серьезные вопросы у Генпрокуратуры в ходе проверки, проведенной осенью прошлого года. Выяснилось, что из переданных Роснанотехнологиям в ноябре 2007 г. 130 млрд руб. освоенными оказались только 10 млрд, причем, половина этой суммы ушла на обустройство и содержание самой корпорации. "Подавляющая часть выделенных государством средств не используется по целевому назначению, а размещается на банковских депозитах как временно свободные средства", - доложил президенту генпрокурор Юрий Чайка по итогам проверки.
С другой группой госкорпораций - Внешэкономбанком, Ростехнологиями и Росатомом - так просто решить дело не получится. Они выполняют не только хозяйственные, но и государственные функции и работают в стратегически важных секторах экономики. В частности, Росатом наделен правом издавать нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность атомной энергетики РФ. В то же время он осуществляет генерацию энергии и оказывает сопутствующие услуги на коммерческой основе, а до 2011 г. управляет ФГУПами в своей сфере. До окончания этого срока его предлагается не трогать, а затем проанализировать возможность разделения его коммерческих и публичных функций.
Аналогичная ситуация складывается с Ростехнологиями. Эта госкорпорация выполняет ряд государственных функций, например, военно-техническое сотрудничество, которым не может заниматься коммерческая организация. Кроме того, компания еще находится в стадии становления. Ей было передано огромное количество разнообразных активов (в том числе абсолютно неприбыльные, но стратегически важные предприятия), которые должны быть структурированы в 17 прозрачных субхолдингов с продуманной структурой. Был поставлен срок для решения судьбы всех этих активов - 2014 г., и до того момента заново реформировать госкорпорацию уж точно нецелесообразно. В дальнейшем планируется отнять у Ростехнологий либо госфункции, либо те активы, которые могут успешно работать в рыночной среде.
ВЭБ также обладает разнородными функциями: это поддержка экономики и софинансирование рискованных проектов; управление пенсионными накоплениями, проблемными активами и кризисное управление; обслуживания госдолга России. В принципе, ничто не мешает и акционерному банку работать с пенсионными накоплениями или долгами. Однако, по мнению Минэкономразвития, возложенные на ВЭБ антикризисные задачи, рассчитанные до 2018 - 2019 гг., ему лучше исполнять в нынешнем статусе госкорпорации. При этом ряд функций может быть передан другим организациям, в том числе коммерческим.
А вот Агентство по страхованию вкладов, Фонд содействия развитию ЖКХ и "Олимпстрой" предполагается оставить в их нынешнем статусе. Первые два не выполняют никаких коммерческих функций и, следовательно, не искажают своим присутствием рыночную конкуренцию. Что касается "Олимстроя", он должен прекратить существование после Олимпиады-2014 в Сочи.
Получается, что как бы высокая политическая воля ни стремилась поскорее избавить Россию от госкорпораций, сделать это быстро не получается. "Добивать монстров" придется уже следующему президенту.