Разделы



Государство не уронит экономику слишком глубоко

Благополучные годы не прошли зря. На смягчение последствий кризиса государство в этом году потратит 1,6 трлн руб. - больше, чем все доходы федерального бюджета в не таком уж далеком 2001 г.

В минувший четверг правительство утвердило антикризисную программу действий и новую версию бюджета на 2009 г. Программа представляет собой упрощенный вариант уже одобренных планов - президент попросил изложить "человеческим" языком то, как правительство борется с кризисом. Получившиеся тезисы вроде того, что "промышленный и технологический потенциал будущего роста должен быть сохранен и усилен", человеческими не назовешь, так что о реальных планах власти лучше все же судить по проекту бюджета.

Баланс доходов и надежд

В этом году государство получит дополнительные доходы в 297 млрд руб. Казна заработает на девальвации - налоги с экспорта автоматически стали весомее. Но это едва ли не единственная хорошая новость. Основные доходы бюджета рухнут вместе с ценами на нефть. Вместо 10,9 трлн руб. - 6,7 трлн руб. Да и за них еще придется побороться всей мощью налоговых и таможенных органов. Недаром сначала министр финансов Алексей Кудрин, а потом и премьер Владимир Путин вспомнили о сознательности налогоплательщиков. На заседании правительства Путин хоть и заверял, что, несмотря на кризис, эра налогового терроризма не вернется, но многозначительно добавил: "Мы вправе требовать ответственного поведения и со стороны бизнеса".

В правительстве не шутят. Во всяком случае, Кудрин вполне серьезно назвал бюджет "уникальным". При дефиците 3 трлн руб. расходы благодаря антикризисной программе увеличиваются: с 9 трлн руб. до 9,7 трлн руб. Второй раз совершить такой же фокус в условиях падающей экономики не получится - в этом году Россия потратит больше половины резервного фонда. Если в 2010 г. кризис не закончится, расходы придется действительно резать.

Впрочем, и в этом году Минфин обидел бюджетополучателей на 943 млрд руб. - таков объем урезанных расходов. Можно подумать, что чиновники начали с себя, заодно не пожалев могущественных силовиков. Больше всего сокращены расходы по разделам "Общегосударственные вопросы" (на 195 млрд руб.) и "Национальная оборона" (на 142 млрд руб.). На 71 млрд руб. урезаны расходы на правоохранительную деятельность и безопасность. Естественно, на первых лицах много не сэкономишь: расходы на президента уменьшились на 794 млн руб., на правительство - всего на 15 млн руб. Да и эта экономия мнимая: покопавшись в проекте бюджетных поправок, можно обнаружить, например, дополнительный 1 млрд руб. на реконструкцию 14-го корпуса президентской резиденции в Кремле. Зарплату и денежное довольствие отнесли к защищенным статьям бюджета и не трогали. Так что реально сэкономят на содержании тысяч воинских частей, отделений милиции и налоговых инспекций по всей России. К концу года будет понятно, как это отразится на качестве госуслуг.

На качестве медицинской помощи и образования пересмотр бюджета отразится точно - и не лучшим образом. К социальным расходам применена такая же логика, как к затратам на госструктуры: зарплата, пенсии и социальные выплаты увеличиваются, а вот строительство новых и ремонт старых вузов и больниц во многих случаях будут отложены. Это позволит сократить расходы на образование на 29 млрд руб. и на здравоохранение и спорт - на 27 млрд руб.

План помощи

Чтобы поддержать экономику и потребителей (они же избиратели) на плаву, расходы по разделам "Национальная экономика", "Социальная политика" и "Межбюджетные трансферты" увеличиваются на 1,6 трлн руб. Это и есть антикризисный пакет правительства: на эти деньги будут помогать банкам, промышленным предприятиям и смягчать социальные последствия кризиса. Правда, под нож пошел Инвестиционный фонд, из которого финансировались крупные инфраструктурные проекты с участием частного бизнеса, - 158,7 млрд руб. сократят. Казалось бы, инвестиции в мосты и дороги только подстегнут экономику. Но логика в таком маневре правительства есть. Лучше поддерживать на плаву существующие предприятия и рабочие места, чем закапывать деньги в "чистое поле" - только начатые проекты с неясными перспективами.

Конечно, не факт, что все антикризисные меры окажутся эффективными. На дополнительные госзакупки отечественных машин выделяется 32,5 млрд руб. Поможет это терпящему бедствие АвтоВАЗу или нет - большой вопрос. А вот потери бюджета от уже принятых мер по защите отечественного автопрома налицо. Минфин подсчитал, что из-за повышения пошлин на иномарки доходы уменьшились на 24,7 млрд руб.

К тому же чрезвычайный формат бюджета не помешал увеличить некоторые расходы явно не ради поддержки внутреннего рынка. На 50 млрд руб. увеличены затраты на международную деятельность. Отчасти это оправданно - из-за девальвации содержание посольств и торгпредств автоматически дорожает. Но можно ли считать антикризисными 8,5 млрд руб. на увеличение финансовой помощи другим странам?

Убить дефицит

На фоне распределения антикризисных расходов проблема закрытия бюджетного дефицита может показаться чисто технической, но это не совсем так. Образовавшаяся дыра в 3 трлн руб. в основном (2,75 трлн руб.) будет закрыта за счет резервного фонда, но, кроме того, правительство начнет более активно заимствовать на внутреннем рынке. Алексей Кудрин в минувший четверг заявил, что объем выпуска государственных ценных бумаг в 2009 г. будет втрое выше прошлогоднего. Новые заимствования превысят погашение на 410 млрд руб., что более чем достаточно для покрытия оставшегося дефицита. Кудрин оптимистичен, он уверен, что государственные бумаги будут востребованы рынком - особенно краткосрочные. Осталась сущая малость: забыть о зловещих ассоциациях, связанных с понятием ГКО.

Может быть, поэтому премьер Путин, представляя проект, неохотно говорил о заимствованиях - и внутренних, и внешних. "Пока в этом нет необходимости", - подчеркивал Путин, хотя и признавал, что бюджет возможность занимать на внутреннем рынке допускает. Похоже, с точки зрения премьера, лучше тратить накопленные нефтяные резервы, то есть свое, чем чужое, пусть и взятое на хороших рыночных условиях. Внешних долгов в этом году Россия точно не будет делать - возможно, зря: через год-два деньги могут понадобиться, но занять получится гораздо дороже. Факт в том, что у российского руководства тяжелые воспоминания о временах, когда приходилось вести трудные переговоры с иностранными кредиторами о реструктуризации платежей. Как, например, в 1999-2000 гг., когда Владимир Путин как раз был премьером.