Разделы



Молоко дорожает не по дням, а по часам

На российском потребительском рынке назревает крупнейшая сделка. В четверг было объявлено о намерении американского гиганта PepsiCo приобрести 66% российского ОАО "Вимм-Билль-Данн. Продукты питания" за $3,8 миллиарда.

В результате PepsiCo станет крупнейшим производителем продуктов питания и напитков в РФ с ежегодной выручкой порядка $5 миллиардов. Однако с полной уверенностью говорить об этом можно будет лишь после того, как сделку одобрят антимонопольные органы. Впрочем, аналитики не видят особых препятствий с этой стороны: на рынке молочных продуктов доля ВБД едва превышает 23%, а на рынке соков она и того меньше. Так что никакого ограничения конкуренции не будет.

PepsiCo рассчитывает приобрести весь бизнес ВБД. По завершении объявленной сделки американская компания намерена сделать предложение о выкупе остальным акционерам российской компании. Но основной целью международной корпорации является молочный рынок, на который она давно мечтает попасть: о планах освоения данного сегмента PepsiCo объявила около года назад. И Россия может стать отличным плацдармом для последующей глобальной экспансии.

В обороте ВБД молочная продукция составляет 70%, а в портфеле торговых марок, принадлежащих компании, более 1100 видов молочных продуктов. При этом стоит отметить, что сам по себе молочный бизнес достаточно непростой: он сильно зависит от смежного сельскохозяйственного сектора, поставляющего корма для поголовья скота, а потому волатильность цен здесь очень высока.

Примечательно, что соглашение о покупке было достигнуто именно в тот момент, когда стоимость сырого молока в России достигла исторического максимума, о чем свидетельствуют данные Молочного союза. На этой неделе первый вице-премьер Виктор Зубков на совещании правительства заявил, что средняя закупочная цена на сырое молоко составляет 14,82 руб. за 1 л, и это почти на 50% превышает уровень прошлого года. Однако Молочный союз, объединяющий переработчиков молока, замечает, что реальная цена продажи продукта гораздо выше - более 17,5 руб. за 1 л базового молока (содержание жира - 4,2%, белка - 3,4%).

"Стоимость сырого молока стала неадекватно высокой", - цитирует "РБК daily" исполнительного директора союза Владимира Лабинова. По его словам, российская цена почти на 50% превышает мировые показатели. При этом до конца года молоко в России может еще подорожать - до 18 руб. за 1 л, тогда как в 2010 г. его стоимость не поднималась выше 11,4 рубля.

Столь заметное повышение цены связано с аномально жарким летом и дефицитом кормов, что влечет некоторое снижение надоев, при том что спрос на молоко растет - в текущем году он увеличился на 12%. Удорожание сырья, в свою очередь, негативно сказывается на производителях молочной продукции. По словам Лабинова, производство сыров, сливочного масла и сухого молока становится неконкурентоспособным и неуклонно снижается. Так, за девять месяцев 2010 г. в России произведено на 2% меньше сыров по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Зато импорт вырос на 18%, и в результате доля импортной продукции на российском рынке сыра почти сравнялась с отечественной - 310 тыс. т против 330 тыс. тонн.

Наличие собственного производства молока позволяет ВБД в меньшей степени зависеть от внешних поставок сырья и оставляет определенное пространство для маневра, хотя полностью игнорировать рыночные тенденции компания, конечно, не может. Другие игроки, в свою очередь, надеются, что PepsiCo начнет активно вкладывать деньги в модернизацию молочного производства в России и это будет способствовать развитию отрасли в целом.