Легендарный журнал "Огонек" может погаснуть
Легендарный журнал "Огонёк", оказавшийся под угрозой закрытия, не выходит уже второй месяц. Собственник решил, что этот бизнес ему больше не интересен, новый владелец у издания не появился, сообщает радио "Вести FM".Журнал, который на протяжении многих десятилетий был зеркалом общественной и культурной жизни и формировал вкусы, не справился с ролью винтика в сложном механизме медиабизнеса. Погаснуть "Огонёк" может в год своего юбилея - в 2009-м журналу исполняется 110 лет.
Можно любить или не любить "Огонек", читать или не читать его, но неоспоримым остается факт, что это - уникальное издание, с которым выросло несколько поколений. Первый номер "Огонька" вышел в позапрошлом веке - в декабре 1899-го. Его подзаголовок определил роль журнала на многие десятилетия вперёд: "Иллюстрированное обобщение общественной и политической жизни, наук и изящных искусств".
Во все годы своего существования "Огонек" зеркально отражал реальную жизнь, и в этом многообразии каждый мог найти интересное для себя. Подшивки "Огонька" бережно хранились и передавались следующим поколениям, статьи пересказывались, а мнение, высказанное в журнале, расценивалось как неоспоримый авторитет. С "Огоньком" сотрудничали лучшие фотографы, писатели, поэты, репортеры и фельетонисты.
Фирменный стиль "Огонька" сформировался в 1950-е. С тех пор на обложке журнала - портрет знаменитого человека, рассказ и стихи в каждом номере, фоторепортажи и так называемая вкладка, которая имела в истории советской культуры уникальную функцию - с помощью цветных репродукций огромные массы людей знакомились с шедеврами мировой культуры. Важнейшей частью издания было недавно возрожденное литературное приложение, знаменитая "Библиотечка "Огонька".
В эпоху перестройки, в 80-е из журнала "для стабильной жизни" "Огонёк" превратился в школу демократии. С ним связана эпоха "гласности". Его авторы первыми стали писать о привилегиях номенклатуры, сталинских репрессиях и о том, что в СССР дела плохи. Такое сильное влияние на политическую жизнь страны, пожалуй, не оказывало ни одно издание.
Новые экономические условия 90-х диктовали поиск способов выживания на рынке. И нынешняя ситуация стала, пожалуй, закономерной для журнала, отказавшегося в свое время стать гламурным изданием. По мнению журналиста, бывшего издателя "Огонька" Леонида Бершидского, причина в том, что руководство издания принципиально отказалось менять его формат: "Столетней историей можно сколько угодно размахивать, как знаменем, но сейчас же мы имеем дело с изданием в 2009 году. Не приносит никакой прибыли, и нет оснований ожидать, что оно вдруг почему-либо начнет ее приносить. Много лет назад он выпал из рынка. Предпринимались попытки его туда вернуть, но по тем или иным причинам они не принесли результата. У такого издания выход только один - не выходить больше".
Главный редактор "Огонька" Виктор Лошак поясняет, что к формату издания нынешняя ситуация с журналом не имеет никакого отношения: "Никаких претензий к каким-либо вопросам, связанным с производством издания, нет. Когда я первый раз был главным редактором "Огонька", владельцы предложили сделать журнал для молодых и богатых. Я сказал, что когда бренду 100 лет, уже очень трудно сделать из него журнал для молодых и богатых. Но так как их решение было не отклоняемым, то я тогда сказал: "Это, ребята, без меня". Год они покувыркались, и журнал пришлось уже поднимать просто со дна".
Все сложности сейчас в том, что журнал не нужен тем, кто им формально владеет, а нового собственника найти пока не удалось, сообщил Виктор Лошак: "Решается вопрос, чей будет "Огонек". Компанию, которая им владела, саму перепродали. Новым владельцам, по всей видимости, этот актив не нужен. Я встречаюсь с людьми, причастными к возможной сделке по покупке журнала. Пока сделка не осуществлена, журнал находится в простое".
По мнению Виктора Лошака, в качестве альтернативы решения проблемы, возможно, стоит обратиться к государству. Тем более, что судьбой "Огонька" власти интересуются. Этот вопрос обсуждали даже в Госдуме. "Возможно, стоило бы на какой-то момент "Огонек" поддержать, чтобы он продолжал выход, не прерывался, не нарушил своих обязательств перед читателями и подписчиками. А затем рано или поздно его судьба будет решена, и эти средства, которые уйдут на поддержание журнала сейчас, можно было бы как бы засчитать кредитом новому собственнику. Но, насколько я знаю, этот вопрос не рассматривается", - говорит Лошак.
Помощь властей или передача журнала под начало какого-либо государственного холдинга может быть выходом, но не в период экономического кризиса. Сейчас у государства другие заботы, считает Леонид Бершидский: "Бренд очень старый, и существует у "Огонька" еще такая прекрасная штука, как его архив. Много очень ценных старых фотографий. Если те, кто занимается журналом, попросит у государства каких-то денег на спасение этого проекта, то некоторые из чиновников могут прислушаться к этим аргументам - может быть, дать каких-то денег или пристроить это хозяйство в какой-нибудь из медиахолдингов с госучастием. Но это такой вариант чудесного спасения, потому что у государства сейчас есть много других забот помимо "Огонька".
Несмотря на неопределенное будущее "Огонька", никто из 60 работающих в редакции журналистов не уволился и находится в ожидании того, как решится судьба журнала. Все они надеются, что "Огоньку" не дадут угаснуть в год своего юбилея.