Уход Джобса заставил Apple задуматься о будущем
Легендарный основатель Apple и генеральный исполнительный директор компании Стив Джобс серьезно болен. В начале января Джобс официально заявил, что собирается лечить гормональный дисбаланс и лучше питаться, чтобы набрать вес. Судя по всему, диагноз оказался более серьезным.По сообщению, распространенному агентством Bloomberg, Джобса может ожидать пересадка печени. Уже в середине января стало известно, что он оставляет пост главы компании как минимум до начала июня. Эти невеселые новости о здоровье Джобса не могли не сказаться на мнении рынка о будущем компании: и без того не очень хорошо чувствовавшие себя акции компании резко пошли вниз.
Дело не только в известности и харизме Джобса. Он не только был одним из основателей Apple, но смог вытащить компанию из сложного положения, вернувшись к ее управлению в 1997 году. Во многом благодаря Джобсу Apple вывела свою продукцию из ниши "только для фанатов" на широкий потребительский рынок. Цифровые плееры iPod давно уже стали, во всяком случае в США, синонимом плеера вообще, вытеснив с этого почетного места Walkman от Sony. С появлением iPhone красивый маркетинговый лозунг о "заново изобретенном" телефоне воплотился в миллионных продажах устройства: iPhone даже попал в Книгу мировых рекордов Гиннесса как самый быстропродающийся гаджет, а по итогам третьего квартала 2008 года Apple уже заняла третье место по продажам телефона, обойдя Sony Ericcson, LG и Motorola. При этом компания умудрилась сохранить эстетский дизайн и высокую цену на свои изделия.
Уход (пусть и, надеюсь, временный) Джобса из Apple крайне неудачно совпал с провальной ярмаркой MacWorld, на которой последние годы Джобс устраивал специальное шоу для поклонников компании, презентуя новые ее продукты. Для незнакомых с субкультурой Apple - назовем мягко так большое сообщество фанатов (да и пользователей - до последнего времени это были практически синонимы для обозначения счастливого владельца продукции компании) - MacWorld была местом триумфа и обещаний светлого будущего. Что-то типа ежегодного январского Ленина на броневике.
Нынешняя презентация Apple на MacWorld вышла на редкость неудачной. Проводивший презентацию один из топ-менеджеров компании Тим Кук не смог (и не мог) заменить шоумена Джобса. Это была бы не беда, но представленные фанатам новый 17-дюймовый MacBook Pro, новые версии офисного пакета и пакета по работе с мультимедиа и даже информация о грядущей в самом ближайшем будущем полной и окончательной отмене DRM в магазине iTunes (разум так-таки одержал победу над музыкальной индустрией!) были не то, что ждали массы поклонников.
Накануне ярмарки интернет полнился слухами о новой версии Mac OS X, о бюджетном нетбуке, который вроде бы Apple решилась, наступив на горло кошельку, выпустить на горячий рынок, о новом MacMini (недорогом мини-десктопе от Apple)... И не дождались ничего. Разочарование поклонников передалось рынку, и акции компании упали. Они упали еще сильнее после объявления об отпуске по болезни Джобса. К 20 января цена акции Apple упала с 94 до 78 долларов. Только более или менее обнадеживающий отчет компании о продажах в последнем квартале 2008 года и прогнозы на первый квартал года наступившего вселили оптимизм в рынок: в конце концов, компания впервые в своей истории за один квартал смогла продать продукции больше чем на 10 млрд долларов.
В сущности, положение Apple на потребительском рынке можно оценить как уверенный рост. На это однозначно указывает самый, наверное, главный в современной информационной цивилизации показатель - доля пользователей, выходящих в интернет с компьютеров, на которых установлена ОС от Apple, неторопливо, но неуклонно растет: по данным Net Analytics, только за 2008 год доля макинтошников выросла c 7,57 до 9,63%. А если прибавить к ним еще и пользователей iPhone, которые потребляют больше половины всего мирового мобильного интернет-трафика, то общая доля "яблочников" к концу прошлого года составила уже 10,07%. Причем рост этот идет за счет медленного сокращения доли пользователей Windows.
Почивать на дивидендах, однако, Apple может помешать не столько болезнь Джобса, сколько наступление конкурентов и собственная маркетинговая стратегия. iPhone продается хорошо, но всё же хуже, чем ожидали аналитики Уолл-стрит. И пока еще ни один другой телефон не смог стать его "убийцей", но целая линейка сходных по функциональности устройств на базе открытой ОС Android, продвигаемой Google, уже готовится к выходу на рынок сразу несколькими производителями: 2009 год явно окажется годом Android, которую уже начали портировать даже на ноутбуки. А на другом массовом компьютерном шоу года - CES 2009 - на рынке внезапно опять возникла Palm со смартфоном Palm Pre с радикально обновленной операционной системой и функциональностью, отчаянно похожей на продукцию "яблочной" фирмы.
Кстати, на следующей выставке бытовой электроники CES в 2010 году появится секция, посвященная продукции, связанной с Apple. Будет ли там сама компания, неизвестно. Но не исключено, что ее дорога лежит именно туда - еще дальше на массовый рынок. Впрочем, чтобы стать компанией, производящей продукцию для массмаркета, Apple придется поступиться принципами и начать продавать хотя бы какие-то товары по соответствующим массовому рынку ценам. Или сделать еще что-нибудь сногсшибательное. Например, еще раз заново изобрести компьютер.
автор: Владимир Харитонов