В России поняли, что не потянут Олимпиаду-2014
Спустя три года после того, как ей была предоставлена честь принимать у себя Зимние Олимпийские Игры 2014 года, Россия обнаружила, что строительство одной временной арены - одно дело, а создание целого нового района - совершенно другое.Когда Владимир Путин и спонсоры сочинских Зимних Игр 2014 года прибыли в 2007 году в Гватемалу, чтобы убедить Международный Олимпийский Комитет уступить им честь принимать Олимпиаду, они построили временную ледовую арену у ресторана рядом с конференц-холлом и привезли с собой артистов из российского Балета на льду.
Смысл этой акции был прост: если они могут устроить балет на льду в Центральной Америке, они смогут превратить субтропический город Сочи - цветущий курорт на морском побережье, известный как Русская Ривьера - в зимнюю сказочную страну.
Для этого решено было соорудить целый новый зимний городок в горах Северного Кавказа, проложить около 300 километров дорог, 100 километров железных дорог, 39 туннелей и построить 24 тепловые и гидроэлектростанции.
И вот через три года после принятия этого решения Россия обнаружила, что построить одну временную ледовую арену - дело одно, а создать целый новый район - совершенно другое. Во-первых, похоже, не все интересуются балетом на льду. Недавно российский министр путей сообщения Игорь Левитин признал, что темпы работ по сооружению новой недостроенной дороги, связанной с Олимпиадой, резко затормозились из-за одного единственного предпринимателя, не пожелавшего сдвинуться с места.
А в приморском парке, где планируется сооружение комплекса из шести ледовых площадок и крупного медиа-центра, пятьсот с лишним домовладельцев, у которых экспроприируют землю для этого мероприятия, заупрямились, сказав, что получаемая ими компенсация недостаточна, даже по российским стандартам. Кое-кто устроил голодную забастовку. В конце концов, обе проблемы как-то разрешатся, но они сильно раздражают официальных лиц, на которых лежит обязанность следить за соблюдением графика работ при осуществлении этой необыкновенной сложной программы.
Кроме того, существует серьёзная угроза безопасности проведения Игр. В Гватемале Путин пообещал, что сочинская Олимпиада будет "безопасной, приятной и запоминающейся". Но даже многие члены правительства не совсем в этом уверены. Сочи расположен рядом с преимущественно мусульманскими республиками Чечня и Дагестан, входящими в состав России, и группы мятежников, "Кавказский эмират", по-прежнему борются за создание в этих краях исламского халифата. В прошлом месяце Александр Бортников, руководитель Федеральной службы безопасности России, заявил, что он представляет себе всю реальную опасность, которую являют собой исламские боевики, угрожающие проведением терактов во время сочинских Игр.
В довершение к прочим сложностям, растёт беспокойство о влиянии олимпийского строительства на окружающую среду. Это касается как самих олимпийских площадок, так и авто- и железнодорожных магистралей, связывающих Адлер, южную окраину Сочи, с горными олимпийскими спортивными объектами в Красной Поляне.
В январе в Программе защиты окружающей среды Организации Объединенных наций было отмечено, что обещания России усилить меры по охране окружающей среды, расширить прилежащий к Сочи Национальный парк и установить новые защитные зоны в уязвимых заболоченных местах не были выполнены. В программе был также отмечен общий уровень недоверия между организаторами сочинской Олимпиады и Олимпстроем, российской государственной строительной компанией, сооружающей спортивные площадки, и неправительственными компаниями. Была высказана озабоченность выполнением обещаний смягчить и восстановить экологический ущерб, причинённый реке Мызмта.
Частично эта озабоченность обусловлена красотой и богатством природных условий в местах сооружения олимпийских объектов. Здесь начинается северная часть Кавказских гор, идущих далее на восток, через Евразию к Каспийскому морю. Они причудливо высятся на горизонте, украшая ландшафт, в горах обитают многие редкие виды зверей, птиц и растений, там живёт гордый независимый народ. В знак уважения к здешней природе Россия завезла в Национальный парк в Сочи кавказского леопарда; начата активная программа по его разведению в неволе.
Кроме того, Россия, впервые в своей истории, применяет при сооружении дорог и олимпийских площадок новые "зелёные" стандарты. Она прекрасно понимает мировую тенденцию к осуществлению Олимпийских проектов с учётом экологических проблем, заботливо вписывая их в окружающую среду, о чем рассказывает Дмитрий Чернышенко, руководитель организационного комитета "Сочи-2014".
"Мы гордимся своими усилиями по сохранению окружающей среды, которые мы тут предпринимаем. Мы хотим, чтобы это строительство стало примером для других стран, все россияне этого хотят", - заявил он.
Что касается вопросов графика работ, безопасности и расходов на проведение игр, тут Чернышенко тоже полон оптимизма. Все эти вопросы надо решать, а не мучиться ими, говорит он.
Для гостей долины наибольший сюрприз, что весьма символично, представляют изменения реки Мызмты.
Её название переводится примерно как "Безумная речка". Однако, по словам некоторых экологов, действительно безумием стало огромное влияние строительства авто- и железных дорог на речную систему. В десятках мест вдоль берега реки самосвалы и грейдеры навезли кучи наполнителя, ограничив течение Мызмты металлическими плитами, вбитыми в речное дно. В других местах прямо в реку встроены столбы для строительства эстакады.
"Экологи не умывают свои руки в этом вопросе, но возможность работать в конструктивном сотрудничестве с властями утеряна", - заявил в феврале Игорь Честин, руководитель российского филиала Всемирного фонда дикой природы (World Wildlife Fund) агентству Associated Press. WWF прекратил отношения с Олимпстроем и заявил, что приостановил сотрудничество с Олимпийским организационным комитетом.
Игорь Сизов, редактор сочинской "Газеты", заявил, что по поводу случившегося шли бурные споры. Но, по его словам, большинство людей поддерживает проект и верит в то, что ущерб, нанесённый окружающей среде, будет скомпенсирован достижениями прогресса.
"Олимпийскую концепцию поддерживают миллионы людей. Может, какой-нибудь тысяче она и не нравится, - заявил он, показывая на пальцах, какой это мизер. - Мзымта была важна для водоснабжения города полвека назад; сейчас ситуация изменилась".
Система автомобильных и железных дорог, которые протянутся от центральных районов Сочи примерно на 20 километров к северу от побережья Черного моря, - основа плана по разгрузке дорог в районе и так перегруженном трафиком. Строители инфрастуктуры советской эпохи и подумать не могли, что когда-нибудь почти у всех жителей города будут свои автомобили. И теперь "час пик" в Большом Сочи - четырех районах, от Адлера на юге до южной границы Туапсе на севере, - растягивается порою на весь день.
Однако и спонсоры, и некоторые экологи говорят, что проект поможет людям обходиться без личных автомобилей, что снизит загрязнение окружающей среды.
Работы по сооружению горных объектов сталкиваются со своими сложностями. Путин заявил, что Россия будет строить здесь свои национальные спортивные сооружения - после всех сооружений, построенных в советскую эпоху в других независимых и зависимых странах. Это означает, что прежде дремлющая тихая долина превратится в зимнюю сказку, вгрызаясь во многих местах в горы, где будут сведены леса и построены многокилометровые наземные и канатные дороги и прочие службы. Новые спортивные площадки строятся в тандеме с дорогими частными отелями, в некоторых случаях прямо проходя через них.
Одним из крупнейших горнолыжных комплексов станет "Роза Хутор", расположившийся прямо на склоне горного хребта Аибга. Его сооружение ведёт совместное предприятие частных инвесторов и российского правительства; здесь будут проходить соревнования по горнолыжному спорту, фристайлу и сноубордингу. Настоящий сказочный город, чем-то напоминающий Уистлер (канадский город-курорт - прим. перев.), возводится на обоих берегах Мзымты; в нем расположится цепь из полудюжины отелей, украшенных флагами разных стран. Горнолыжные трамплины расположатся рядом с поселком Эсто-Садок, вниз по дороге, на склоне над рекой, рядом с курортным комплексом на 2100 номеров, построенный в трех местах, разделённых открытыми площадками.
На равнине, в Адлере, где строятся ледовые площадки, быстро растёт над землей Большой ледовый дворец, основная арена для хоккея на льду. Но другие площадки пока ещё существуют только в чертежах. Олимпстрой снова вернулся к кульманам, когда к проекту удалось привлечь инвесторов. Дело в том, что те захотели, чтобы объекты были "сборно-разборными", чтобы их можно было потом транспортировать в более подходящий для зимних видов спорта населённый пункт. Так что на месте будущего временного ледового катка для керлинга, который будет возведён рядом с Большой ледовой ареной, пока лишь медленно поднимаются незаконченные каменные стены.
Сооружение большинства других площадок только начинается. Место сооружения санно-бобслейной трассы изменили после того, как международные экологи убедили Путина, что первоначальное место, где её планировалось расположить, в непосредственной близости с объектом мирового наследия ЮНЕСКО, не годится. Её перенесли на горный курорт Альпика, между Роза Хутором и лыжными трамплинами.
После перемещения снежные трассы получились более компактными и, возможно, обойдутся чуть дешевле, как это получилось в Ванкувере, когда лыжные трамплины были перенесены в долину Кэллахан. Чернышенко уверен, что все объекты будут завершены к 2012 году.
Всего Сочи нужно 45 тысяч гостиничных номеров. Примерно половина этого количества уже есть, по большей части в старых санаториях на побережье, куда летом стекаются в отпуск жители России. Из 25 тысяч номеров, которые нужно построить, половина будет находиться в горах, а остальные - в районе Адлера.
Тут тоже возникли проблемы для МОК, так как для этого строительства нужно значительное количество квалифицированных рабочих, а их тоже нужно обеспечить жильём.
"Для нас тут два рискованных момента, - говорит Жильбер Фелли (Gilbert Felli), исполнительный директор МОК по проведению Олимпийских игр. - Завершение всей инфраструктуры, которая в моем понимании включает и жильё для персонала. Это у них слабое место".
"Для строительства 20 тысяч гостиничных номеров прибудет около 30 тысяч рабочих. Их нужно встретить, доставить на место и расселить. Вероятно, это будет самой большой задачей".
Все это ставит вопрос о том, сколько стоит этот проект. Но, в отличие от ситуации, с которой столкнулись организаторы Олимпийских Игр 2010 года в Ванкувере, здесь ответ дать гораздо сложнее. Путин сказал Международному олимпийскому комитету в Гватемале, выделит на этот проект 12 миллиардов долларов. Позднее министры правительства заявили, что общая сумма вложений приближается к 960 миллиардам рублей, или 30 миллиардам долларов. Но официальные лица, занятые подготовкой Сочи 2014, опасаясь возможной реакции со стороны общественности, заявляют, что фактически олимпийский проект намного скромнее.
Чернышенко заявил на этой неделе, что бюджет на сооружение олимпийских площадок составляет в настоящий момент 185 миллиардов рублей, или около 6 миллиардов долларов; около половины этой суммы обеспечивают частные спонсоры. Официальные лица из Олимпстроя заявляют, что система автомобильных и железных дорог, сооружаемая ОАО "Российские железные дороги", обойдётся ещё в 250 миллиардов рублей, т.е. около 8,5 миллиардов долларов. Проекты отелей на "Роза Хуторе" стоят ещё миллиарды. Неясно, во сколько обходится гостиничное строительство в регионе, но, в качестве примера можно отметить заявление Олимпстроя, сделанное в прошлом месяце, о том, что российский олигарх Тельман Исмаилов вложит 800 миллионов долларов в строительство 4 тысяч номер в двух роскошных отелях.
Одно известно наверняка - это то, что Россия и Сочинский организационный комитет пытаются переложить часть расходов на частных инвесторов, даже если речь идет о совместных предприятиях с правительствами других стран.
Среди всего этого самым скользким вопросом остается безопасность. Недавно спецслужбы заявили, что арест Али Тазиева, главаря боевиков из "Кавказского Эмирата", - группировки, предположительно ответственной за два последних теракта в московском метро, - пресекла потенциальную угрозу сочинским Играм 2014 года.
По словам Фелли, МОК пытается не обращать внимания на эти угрозы. "Прежде всего, я хотел бы заявить, как обычно, что Олимпийские игры в любом месте могут стать удобной мишенью", - сказал он. В Сочи, даже на этапе строительства, осматривают каждый грузовик, входящий и выходящий из Олимпийского парка в Адлере. По словам Фелли, МОК верит, что Россия держит руку спецслужб на опасности, угрожающей Играм.
На прошлой неделе Путин заявил в интервью французским журналистам на своей сочинской вилле, что Россия приложит "максимум усилий" для обеспечения безопасности Олимпийских Игр.
"Ситуация нервная, она уже давно такая на Северном Кавказе, - говорит он. - Но, слава Богу, не в районе Сочи".