Проблемы газового спора так и не решились
На этой неделе, наконец-то, смеем надеяться, завершилась газовая эпопея, захватившая всеобщее внимание с начала года. И хотя завершилась она, как хороший блокбастер, оставив зрителям "надежду" на то, что сюжет себя не исчерпал, вроде бы можно вздохнуть с облегчением.Кражу топлива остановили, наблюдателей созвали, консорциум с теперь уже непонятными целями создать условились, саммит провели, ну и, наконец, с Украиной договорились, и не за $235, как предлагалось в конце декабря, а за $360, пусть и только на первый квартал, и только за газ собственно для нужд Украины, но зато надолго и максимально прозрачно! Даже с учетом всех этих "пусть" Москва вроде выглядит везде правой и продавившей выгодные для себя решения. Вот только как бы это не оказалось только "кажущейся видимостью".
Если взглянуть на газовую склоку в контексте августа прошлого года, то, помимо прочего, может создаться и впечатление, что российские власти стали действовать по принципу "можно многое, так как хуже нам уже не будет". Отрицательный имидж вроде уже есть, так что терять нечего. Однако репутация в политике и репутация в бизнесе отнюдь не одно и то же. В политике из двух зол выберут меньшее и станут активно его поддерживать, в бизнесе же из двух плохих партнеров предпочтут третьего. Разным будет и качество реакции: в политике важно как можно быстрее и громче заявлять о своем недовольстве, при этом до действительных санкций или действий дело доходит лишь в единичных случаях. Там же, где замешан прямой экономический интерес, резких движений и заявлений ждать не стоит, зато отсроченные последствия могут быть достаточно жесткими.
Главным инициатором таких последствий, конечно, в первую очередь, может выступить Евросоюз. В ближайшей перспективе речь идет о предъявлении "Газпрому" исков за нанесенный во время остановки транзита ущерб (о подаче такого иска уже заявил, например, немецкий E.On), а также об активном политическом продвижении проекта Набукко, являющегося прямым конкурентом если не Северного потока (его введение в эксплуатацию планируется к 2011 году), то Южного потока, который проходит практически через те же территории. В прошлом году "в гонке" газопроводов выигрывал именно Южный поток, сейчас, вероятнее всего, все изменится, и не только из-за "газовой войны", но и из-за того, что финансовые позиции "Газпрома" весомо пострадали и "выторговать" себе благоприятствование стран-транзитеров, возможно, станет не по карману. Тем временем, саммит по Набукко уже намечен на 27 января.
В более отдаленной перспективе остановка поставок газа, безусловно, скажется и на политических отношениях Москвы и ЕС. Что касается переговоров по базовому соглашению, то этому документу, скорее всего, ничего не грозит, в силу того, что что-либо конкретное он вряд ли вообще обозначит. Возможно, ослабнет и давление ЕС по вопросу о присоединении России к Энергетической хартии. Украина, как известно, хартию успешно ратифицировала, и это не помешало ей отстаивать свои позиции в газовом споре, невзирая на замерзающую Европу. На смену Энергетической хартии, однако, может придти какое-нибудь "новое детище" Брюсселя, которое будет жестко регламентировать подобные форс-мажоры. И уж этот документ будет навязываться России более чем активно. Кроме этого, теперь нам придется не только, по крайней мере на время, похоронить надежды на приобретение долей в газораспределительных активах в Европе, но и учиться договариваться с Брюсселем, а не решать энергетические вопросы на двухсторонних переговорах. Безусловно, это лишит Москву пространства для маневра, которое она имела, добиваясь договоренностей с отдельными странами и ставя остальных членов Евросоюза перед свершившимся фактом.
Последствий следует ждать и из зоны наших "привилегированных интересов". Более чем жесткая политика Москвы в газовом споре, пожалуй, напугала наших соседей по СНГ даже больше, чем грузинская война. На газовый саммит, организованный Москвой, как известно, приехал только президент Армении, остальные были представлены в основном министрами или премьерами. Не приехал даже глава Белоруссии, несмотря на то что Минск недавно получил от Москвы кредит. Зато Лукашенко предпочел встретиться в Чернигове с украинским главой, равно как и молдавский премьер присутствовала на альтернативном саммите в Украине. Похоже, что газ более, чем тлеющие территориальные конфликты, способен организовать "бунт на корабле".
Что касается непосредственно Украины, то главным событием для наших двусторонних отношений станут, естественно, выборы президента, которые состоятся не то в конце этого года, не то в начале следующего, в зависимости от того, как в Киеве будут трактовать момент прихода к власти "оранжевой коалиции". Так или иначе, уже стало совершенно очевидно, что Кремль предпочел кандидатуру Тимошенко и постарается поддержать ее в той мере, чтобы ей не навредить. В целом же ухудшение российско-украинских отношений только нарастает, а попытка убедить европейцев в том, что Украина ненадежный транзитер и, возможно, "несостоявшееся государство", может обернуться для России неожиданными последствиями. Недоверие к Украине может не только не оттолкнуть ЕС и НАТО от сотрудничества с Киевом, но и, наоборот, усилить желание Европы принять Незалежную под свое "крыло", чтобы обеспечить собственные нужды. В конце концов, это может быть и вовсе дешевле, чем строительство каких бы то ни было газопроводов.
Татьяна Кузнецова