Разделы



В РФ средним классом стали строители и водители

Бюро переписи США подсчитало, что 37 млн. человек или 12% американского населения живут в бедности. Эти цифры - просто подарок для российских политиков, которые любят говорить о том, как много бедняков в Америке.

Правда, наши патриоты замалчивают любопытную деталь: американцы считают бедными граждан с заработком менее 20 тыс. долл. в год - это вшестеро выше, чем средняя годовая зарплата в России - 3624 доллара.

Выходит, что даже крепкий средний класс в России по западным меркам - беднота. Есть и еще одно существенное различие, о котором также умалчивают отечественные критики Америки: самые "нищенские" профессии в России оплачиваются в США наиболее высоко.

Тем, что средняя зарплата в России почти в 10 раз ниже, чем в США, никого не удивишь. Поражает другое: нищенствующим слоем населения в нашей стране оказались те, кто в западных странах считается более чем средним - хорошо обеспеченным классом.

Журнал Money провел исследование, в ходе которого определил 10 лучших профессий. В этот список вошли специальности программиста (средняя зарплата составляет 80,5 тыс. долларов в год), профессора, преподающего в вузе (81,5 тыс.), ассистента врача (75 тыс.), фармацевта (90 тыс.), психолога (66,5 тыс.), финансового консультанта (122 тыс. в год), специалиста по кадрам (73, 5 тыс.), менеджера по маркетингу (82, 5 тыс.), фармацевта (90 тыс.) и IT-администратора (83 тыс.). Профессии выбирались по разным критериям, и зарплата только один из них. Исключительно по критерию заработка в лидеры выбились терапевты и хирурги: их годовой доход составляет в среднем 247 тысяч долларов. Узнали бы об этом российские терапевты, дело бы кончилось, по меньшей мере, массовыми волнениями. Средняя зарплата терапевта в России, даже невзирая на наличие громкого нацпроекта "Здоровье", не превышает и 15 тыс. руб. в месяц (это около 4,7 тыс. долл. в год). Еще ниже заработок двух медицинских профессий из американской "золотой десятки": фармацевтов и ассистентов врача, а средняя зарплата работников здравоохранения, по данным Росстата, составляет 5857 руб. в месяц. Разницу в ценах тут можно даже не учитывать, паритет покупательной способности различается в 2,2 раза, а зарплаты - в 20-30 раз.

Работать медиком в США доходно, а профессором в университете еще и престижно. Если же профессор достигает уровня заведующего кафедры и является уважаемым доктором наук, он уже переходит из среднего в высший класс, достигая заработка в несколько сотен тысяч долларов в год. Тем временем в России профессор МГУ, будучи доктором наук и заведующим кафедрой, получает сегодня со всеми надбавками 12 тыс. руб. Создается парадоксальная ситуация, когда высокопрофессиональные специалисты, иногда с мировым именем, получают даже по российским меркам мизерную зарплату, меньше, чем водитель трамвая, который за нажимание одной педальки зарабатывает 15 тыс. руб. в месяц.

Даже обычный учитель в США получает 4 тыс. долларов, что на 1 тыс. выше средней зарплаты в стране, - и это понятно, ведь он обладает некоторыми специальными знаниями. В России же средняя зарплата в области образования, по данным Росстата, менее 6 тыс. рублей, что почти вдвое ниже средней зарплаты.

Этот дисбаланс смешивает все понятия. Специалисты в области экономики и социологии часто жалуются на малочисленность среднего класса в России, а тем временем 80% россиян, согласно опросу ВЦИОМ, сами себя к среднему классу и причисляют. Что же такое сегодня средний класс?Определять его можно по разным критериям. Директор института "Всероссийский центр уровня жизни" Вячеслав Бобков предпочитает имущественный критерий, включающий доходы и жилищные условия. Как сообщил "НИ" эксперт, согласно его исследованиям, к среднему классу можно отнести 12,2% россиян: "У нас в среднем классе оказались работяги, например строители, тогда как бюджетники с высшим образованием - врачи, учителя - из этой страты выпадают. Если бы в исследование включить такие позиции, как образовательный уровень и самоидентификацию, как это часто делается, то количество представителей среднего класса у нас оказалось бы еще меньше".

Иные подсчеты провел в этом году Институт социологии РАН, который как раз учел все критерии: самоидентификацию, имущественное положение, образование и социально-профессиональный статус. Получилось, что в средний класс можно зачислить более половины населения - 60%.

Свое определение "НИ" дала Наталья Тихонова, замдиректора по научной работе Института социологии РАН и заведующая кафедрой социально-экономических исследований ГУ ВШЭ: "Понятие среднего класса с зарплатой вообще не связано, оно появилось в поздний индустриальный период, когда быстрое развитие третьего сектора привело к массовому распространению профессий, где важны не средства производства, а человеческий капитал - они-то и сформировали средний класс. Заработок среднего класса зависит от двух факторов: уровень человеческого капитала и уровень развития рыночной экономики. В западных странах уровень зарплат определяет рынок, а государство подтягивает оплату труда к рыночной, хотя бюджетники всё равно получают чуть меньше, зато имеют больше социальных гарантий. В России же частный сектор настолько неразвит, что зарплаты попросту не к чему подтягивать, о конкуренции тут говорить не приходится".

Человеческий капитал в России, по мнению эксперта, тоже оставляет желать лучшего: "Да, наши терапевты получают значительно меньше американских, но какова их квалификация? Недавно Минздрав проводил общенациональное исследование и выяснил, что российский терапевт, выписывая рецепты, в среднем оперирует 40 наименованиями. В тех же США терапевты не только работают с тысячами наименований, но и в курсе тенденций последнего полугодия. А профессора в вузах? Да я бы большинство из них поувольняла, им не зарплату надо платить, а еще и деньги с них брать: что это за преподаватель, который не умеет пользоваться компьютером и Интернетом? Есть у нас, конечно, неплохие специалисты, например, в области математики - но большинство областей, скажем, преподавание языка, в России очень значительно отстает". По мнению многих экспертов, изучающих рынок рабочей силы в России, изменить ситуацию может масштабное развитие частного сектора и одновременно масштабные инвестиции в человеческий капитал. Если же выполнить только одну из задач - просто повысить уровень зарплат тем же учителям, в школы пойдут преподавать "всякие бабы Маши, которым нельзя доверить и пол вымыть". А пока обе эти задачи не значатся даже в национальных проектах, мыть полы так и будут профессора.