Россиян ждет новая пенсионная реформа
Уже на этой неделе Минздрав представит для публичного обсуждения проект концепции развития накопительного пенсионного обеспечения, сообщает "КоммерсантЪ". Проект подготовлен НИИ труда и соцстрахования Минздрава.Нововведения предполагают реформировать накопительную часть пенсии и организационно-правовые формы негосударственных пенсионных фондов. Тем самым Минздрав, по сути, намерен исправить ошибки, совершенные в ходе зурабовской реформы 2002 года.
В самом министерстве утверждают, что вынесение проекта на обсуждение - это только отправная точка для необходимой дискуссии. Напомним, в настоящий момент трудовая пенсия в России состоит из двух частей - страховой и накопительной. До конца этого года Минздрав должен представить разработки предложения по совершенствованию накопительного компонента. Основной идеей проекта рассматривается возможность и механизм его вывода из обязательного пенсионного страхования в гражданско-правовое страхование. "Мы предполагаем, что за этим страхованием будет сохранен его обязательный характер", - цитирует "КоммерсантЪ" заместителя руководителя Минздрава Юрия Воронина. Также реформой запланировано изменение организационно-правой формы негосударственных пенсионных фондов.
В настоящий момент Минздрав открыто дает понять, что сожалеет об ошибках первого этапа пенсионной реформы, не позволивших создать накопительную пенсионную систему. "Одной из ошибок, допущенных в реформе 2002 года, было то, что частный по своей природе компонент, связанный с накопительным страхованием, в целях упрощения охвата населения был погружен в обязательное пенсионное страхование", - говорит Юрий Воронин. При этом чиновник предупреждает, что тянуть с реформой более нельзя, так как 2023 г., когда начнутся выплаты пенсий по новой системе, неумолимо приближается. При этом в самом Минздраве сетуют на то, что реформирование накопительного компонента невозможно было сделать на фоне прошедшей валоризации пенсий и возврата к страховым платежам.
На сегодняшний день в министерстве определились со стратегическими целями второго этапа реформы. Так, предполагается, что к 2003 г. коэффициент замещения (отношение пенсии к утраченному заработку) с учетом накопительного компонента составит не менее 70% от размера заработка.
Это означает, что к планируемым 40% коэффициента замещения за счет страховой части еще 30% должно прибавиться за счет накопительной. Другая цель реформы - охватить не менее 20% экономически активного населения негосударственными пенсионными программами на добровольной основе. При этом государство намерено снизить количество так называемых молчунов с 90% до 50%.