Субсидий по автокредитам не хватит
Государственное субсидирование ставок по автокредитам стало одной из главных тем последнего времени в отечественном автопроме.Реальное их влияние дилеры и простые автолюбители еще не ощутили, но уже сейчас эксперты прогнозируют, что двух миллиардов рублей, выделенных на эти цели, на помощь всем "нуждающимся", скорее всего, не хватит.
По данным аналитического агентства "Автостат" в 2008 году россиянами было куплено 900 тысяч автомобилей ценой до 350 тысяч рублей. Из них - 740 тысяч российского производства, то есть тот самый сегмент, который власти выбрали для поддержки. На бюджетные автомобили в прошлом году пришлось 32% отечественного авторынка.
Окончательный срок, когда одобренные правительством 2 млрд рублей, пойдут в оплату части автокредитов, пока не известен, а потому выгода от покупки бюджетного автомобиля отечественной сборки остается лишь виртуальной. Взять, к примеру, одну из самых популярных среди населения моделей из списка "льготных" автомобилей - Skoda Fabia. В среднем стоимость модели в базовой комплектации начинается от 319 тысяч рублей. Субсидирование ставки по кредиту составляет 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ или 8,67%. То есть государство заплатит банку за покупателя 27 600 рублей. Правда произойдет это не скоро. По мнению аналитика ФК "Уралсиб" Натальи Сорокиной, действие новых мер может проявиться не раньше второго полугодия 2009 года, передает "Интерфакс-Экономика".
По подсчетам экспертов Минпромторга, эта сумма позволит субсидировать покупку порядка 120-150 тыс. автомобилей. То есть на 590 тысяч машин из обозначенной категории, чем было продано в прошлом году. Даже если учесть спад продаж новых автомобилей, который наблюдается с начала текущего года, становится понятно, что на всех желающих двух миллиардов рублей не хватит. Кроме того, зная отечественный автопром, можно сказать, что за 9 месяцев, в течение которых будут действовать пошлины, российские автомобили (за исключением иномарок российского производства) вряд ли приблизятся по качестве к машинам иностранного производства.
В комплекс мер, направленный на поддержку отечественного автопрома, помимо повышения пошлин на ввозимые иномарки и субсидирования автокредитов, входят также размещение госзаказа на отечественный автотранспорт, обнуление тарифов на доставку в регион Дальнего Востока, система госгарантии на выпуск облигаций предприятиями автопрома. В той или иной степени начали действовать первые четыре пункта. Система госгарантии пока только разрабатывается.