Путин раздает деньги "Аэрофлота"

Вряд ли самый большой в мире пассажирский самолет А380, с помпой побывавший месяц назад в аэропорту "Домодедово", будет в Москве частым гостем.

Зато с легкой руки Владимира Путина ему дарованы особые, льготные условия пролета над территорией России. Премьер, побывавший 27 ноября в Париже, согласился разрешить самолетам А380 полеты по самому короткому маршруту из Европы в Азию - транссибирскому.

Не то чтобы эти полеты сейчас запрещены. Летать может любой желающий, но только за дополнительную плату. Система этих платежей сложилась еще во времена СССР, когда иностранные авиакомпании, чтобы сэкономить время и деньги при доставке пассажиров из одной части континента в другую, уговорили пустить их в советское небо за деньги. Их стал получать единственный перевозчик Советского Союза - "Аэрофлот".

Со временем система компенсационных платежей обросла дополнительными элементами. А когда страна распалась и вместе с нею та единственная советская авиакомпания, нынешний "Аэрофлот" получил довольно пышное наследство в виде сохранения платы за транссибирские перелеты. Отменить ее пытались и сами иностранцы, и отечественные конкуренты, но все тщетно. На переговорах по вступлению России в ВТО вопрос отказа от этих поборов стоял в числе принципиальных для Евросоюза, но российская сторона лишь пообещала подумать над модернизацией системы. И только.

И вот в Париже Путин дал понять, что готов к компромиссам, и Франция как производитель самолета А380 станет первой страной, получившей от России поблажку. Разумеется, тоже не просто так. Премьер сказал прямым текстом, что льготный перелет по Транссибу обменяли на "запросы, которые представляют большой интерес для нас". О чем конкретно шла речь, Путин не уточнил.

У каждой страны, заинтересованной в отмене транссибирских платежей, обязательно найдется что-нибудь свое интересное для России. И они теперь наперебой станут предлагать ей этих вот условных "борзых щенков". Более красноречивого приглашения к переговорам по этому вопросу и придумать нельзя. Тех, кто в ближайшее время может прийти с подарками, можно перечислить: Германия, Великобритания, Швейцария, Финляндия, Австрия, Дания, Норвегия, Швеция, Япония, Корея, Китай и Турция - авиакомпании именно этих стран ежегодно снабжают "Аэрофлот" дополнительной выручкой.

Им торговаться есть за что: при отмене платы "Аэрофлоту" иностранцы здорово сэкономят на перелетах по российскому маршруту. Сейчас, например, каждый маршрут на Boeing 747 из Европы в Азию по Транссибу стоит на $730 000 в год дороже, чем тот же полет, но через Казахстан. За год "Аэрофлот" получает со всех компаний колоссальные суммы - по разным данным, $400 - 500 млн. Хоть и не единственная уже, но главная авиакомпания страны за годы "пролетных инъекций" до того к ним привыкла, что без них уйдет в глубокий минус. Гендиректор компании Виталий Савельев, едва сменив на посту Валерия Окулова, открыто это признал.

В "Аэрофлоте" заявления Владимира Путина не комментируют. Но Савельев говорил, что одна из его задач в компании - научить ее жить без этих денег. Другое дело, что отвыкание может начаться в условиях кризисного падения перевозок, когда каждая лишняя копейка на счету. Но, глядя, как руководство страны щедро разбрасывается его "пролетными", "Аэрофлот" вполне может взять на вооружение практику чиновников.

В конце концов, если та же Франция может за его счет повысить привлекательность своего А380 перед ближайшим конкурентом - американским Boeing 747, то почему бы и "Аэрофлоту" не попросить для себя что-нибудь интересное. Вроде отмены пошлин на новые иностранные самолеты. Тем более, что совсем недавно он именно так и поступил: простил "Гражданским самолетам Сухого" штрафы за просрочку поставок ближнемагистральных самолетов SuperJet в обмен на беспошлинный ввоз нескольких "иномарок".