В Китае выходит рекордное количество российских фильмов

В 2010 году в китайский прокат выходит рекордное количество российских фильмов. Однако больших доходов отечественным продюсерам это пока не приносит.

В кулуарах церемонии вручения премии "Блокбастер" один из продюсеров картины "Скалолазка и последний из седьмой колыбели", получившей приз за самый кассовый российский фильм в международном прокате, признавался, что даже не подозревал, что их фильм успешно прокатился в Китае. При бюджете в $3,6 млн. сборы "Скалолазки" в России едва перевалили отметку в $1 млн и были благополучно забыты, зато в Китае в прошлом году лента собрала $2,1 млн - больше, чем любая другая российская картина. Теперь Поднебесная - чуть ли не главная надежда российских продюсеров, недобравших "кассы" в родных кинотеатрах.

Костры амбиций. В 2009 году иностранные фильмы принесли китайским прокатчикам 45% кассовых сборов. Львиная доля пришлась, само собой, на голливудскую продукцию, а аномальные сборы таких лент, как "Аватар" ($127,6 млн) и "2012" ($67 млн) даже заставили Госсовет КНР выпустить специальный циркуляр, оговаривающий, что демонстрация китайских фильмов в кинотеатрах должна занимать не менее двух третей экранного времени. Сейчас в Китае существует жесткая квота по числу картин. "Согласно китайским законам, только 20 иностранных фильмов в год могут быть показаны по системе распределения доходов между продюсером и прокатчиком", - говорит Александр Шапиро, гендиректор компании Pacifica Ventures International, который ранее несколько лет курировал международную дистрибуцию Warner Brothers, в том числе на территории Китая. По его словам, остальные фильмы (не сумевшие попасть в квоту) приобретаются для проката в Китае в большинстве случаев за фиксированную сумму.

В этом году Китай вроде бы пообещал увеличить количество иностранных фильмов в прокате в три раза - до 60 картин (стоит отметить, что местных фильмов в 2009 году было снято более пятисот). Это открывает для российских продюсеров новые горизонты. "После продажи и проката "Волкодава" к нам стали обращаться удивленные китайские дистрибьюторы, утверждая, что они не ожидали такого успеха российского кино, и желая купить права на следующий фильм", - рассказывает начальник отдела международных продаж "Централ партнершип" (ЦПШ) Ирина Арванова. Вдохновившись примером "Скалолазки" и "Кода апокалипсиса" с Анастасией Заворотнюк в главной роли (бокс-офис на территории Поднебесной - более $2 млн), в китайский прокат в 2010 году выходит "тяжелая артиллерия" - отечественные экшн-блокбастеры: "Тарас Бульба" (бюджет $25 млн), "Запрещенная реальность" ($7 млн), "Непобедимый" ($6 млн), "День Д" ($5 млн). Всем этим фильмам похвастать в отечественном прокате нечем, кроме обилия телерекламы и несоразмерно маленьких по сравнению с заявленными бюджетами кассовых сборов.
Интерес к азиатскому рынку понятен - пока фильмы, сумевшие окупиться в России, можно пересчитать по пальцам. По данным "Нева-фильм" и RFilms, российские компании с начала 2006 года по середину 2009-го инвестировали в кинопроизводство около 25 млрд рублей, сумев собрать в прокате лишь 15,1 млрд. Настоящая "черная дыра". Теперь все больше продюсеров смотрят в сторону Китая - тамошний рынок стремительно расширяется: уже шесть лет подряд бокс-офис растет более чем на 30% в год. В 2009 году кассовые сборы увеличились на 44%, составив рекордные для страны $902 млн, отрапортовало в январе China`s Film Bureau. Таким образом, Китай уже оставил позади российский рынок с его $736 млн. Сейчас в стране уже 4,7 тыс. залов, причем, 1,8 тыс. - цифровые, а 800 способны демонстрировать картины в формате 3D.

Бюрократический подход. По данным ЦПШ, на продажи в Китай уже приходится около 15% иностранных доходов компании. Помимо "Волкодава", "Непобедимого", обеих частей "Боя с тенью" и "Запрещенной реальности", в прошлом году были проданы "китайские" права на мультфильм "Кракатук". В этом году, возможно, будет продан фэнтези-экшн "Темный мир" с бюджетом в $10 млн. Стараются не отставать и остальные игроки рынка - идут переговоры насчет показа в Китае "Черной молнии", утверждают в компании Bazelevs. "КАРО" недавно продала права на показ молодежного экшна "На игре". "Как и везде, в Азии традиционным спросом пользуются боевики, крупнобюджетное фэнтези и исторические картины", - отмечает генеральный директор ГК "Планета-Информ" Дмитрий Литвинов.

Пока, правда, больших денег Китай российским продюсерам не приносит. Существенная часть таких сделок - продажи за фиксированные суммы, поскольку в число "20 избранных" попадают в основном голливудские хиты. "Российские картины продаются на условиях "все права в твердый счет" с авансовым платежом 20-30% от стоимости, - рассказывает Дмитрий Литвинов. - Стоимость варьируется от $30 тыс. до $200 тыс. за картину". После подписания контракта с дистрибьютором китайский кинопрокатчик должен получить разрешение на показ картины в государственных инстанциях, и только после этого оплачивается оставшаяся сумма. Каждый зарубежный фильм проходит в КНР серьезную цензуру - многие иностранные ленты со сценами жестокости и насилия отвергаются цензурным комитетом. Весь процесс согласований занимает обычно несколько месяцев. Но иногда и гораздо больше - так, еще летом 2008 года российский фильм "Муха" получил первый приз Шанхайского кинофестиваля в номинации "Лучшее игровое кино". Победа подразумевала помощь в дистрибуции на территории Китая со стороны одной из местных компаний. С тех пор российская сторона, по словам продюсера "Мухи" Евгения Гиндилиса, ждет предложений от китайского прокатчика. "Процесс идет медленно из-за того, что для иностранного кино возникает множество барьеров на пути в Китай", - говорит Евгений Гиндилис.

По словам экспертов, многомесячные согласования, конечно, существенно затрудняют выход на китайский рынок, зато гарантирует повышенный зрительский интерес к каждой из иностранных картин, прошедшей через это "сито". Для проектов с небольшими бюджетами и не слишком впечатляющими сборами китайский рынок - реальный шанс отбить инвестиции. Та же "Муха" собрала в российском прокате лишь $125 тыс.

"Чтобы иметь возможность выйти в кинотеатры в Китае, обойдя квоту, и получать процент от проката, многие компании создают вместе с китайскими партнерами совместные проекты", - говорит Александр Шапиро. Однако российские продюсеры рассчитывают и на расширенную квоту, поэтому пытаются "застолбить поляну", ведь Китай становится все привлекательнее. Только в 2010 году там планируется открыть еще тысячу залов. Тогда и проценты с доходов будут еще существеннее.

"Китайский рынок очень большой и он стратегически важен для российских продюсеров", - считает Евгений Гиндилис.
"Рынок Китая будет только расти, и цены, по которым китайские дистрибьюторы покупают права, будут взлетать вверх", - говорит Александр Шапиро. Многие производственные компании могут этим воспользоваться. Так, в следующем году Bazelevs Тимура Бекмамбетова планирует приступить к съемкам фильма Darkest Hour с бюджетом $25 млн, в котором жители Москвы будут противостоять нашествию инопланетян. Каким бы ни был результат в российском прокате, китайскому зрителю наверняка будет интересно зрелище осажденной Москвы. Если только создатели не переберут со сценами насилия и жестокости.