Эксперты: Бензин подорожает на 10%
В 2011 году цены на автомобильный бензин в России вырастут примерно на 10%. Таков консенсус-прогноз опрошенных Вестями.Ru экспертов.В 2010 рост цен на бензин даже несколько снизился, в сравнении с предыдущим годом: соответственно, 6,5% и 8%. Правда, в декабре прошлого года был зафиксирован ценовой всплеск до 0,9% против ноябрьского повышения на 0,5%. Тогда как дизтопливо в декабре и ноябре и вовсе подорожало рекордными темпами - на 10%. Рост продолжился и в первом месяце текущего года. По данным Росстата, за период с 1 по 11 января цены на автомобильный бензин повысились на 0,7% и на дизтопливо - на 1,7%. При этом до сих пор рост цен на бензин остается ниже общего инфляционного уровня, составившего 0,8% в названный период января 2011-го, 1,1% - в декабре 2010-го 1,1% и 8,8% - в целом, по прошлому году.
Но в текущем году, как полагают некоторые эксперты, ценовая планка, существенно поднявшаяся на старте, способна на финише догнать и превысить инфляционные показатели. В том, что проблема повышения цен на автомобильное топливо станет одной из самых острых в 2011 году, уверен и лидер движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. По его определению, высокие цены на топливо нельзя считать нормальными для такой "нефтяной" страны, как Россия, хотя, конечно, здесь приходится учитывать то обстоятельство, что отечественный топливно-энергетический комплекс, помимо прочего, несет большую социальную нагрузку. Вследствие произведенного с начала текущего года повышения акцизов на бензин, зарегистрированное в январе повышение цен на него получит еще более ощутимое продолжение в феврале, предположил Похмелкин в комментарии для Вестей.Ru.
Впрочем, по словам аналитика банка "Открытие" Вадима Митрошина, влияние "акцизного" фактора в последующие месяцы уже не окажется значительным, поскольку компании-поставщики начали учитывать его в своих ценах еще с конца прошлого года. В январе же цены на топливо в России традиционно повышаются (этого не наблюдалось только в посткризисном 2009 году). А в дальнейшем, очевидно, темпы ценового роста начнут замедляться, чему также может поспособствовать ожидаемое укрепление рубля, пояснил Вестям.Ru Митрошин. По его прогнозу, к концу года ценовая планка не поднимется выше, чем на 10-15%.
По мнению же аналитика ИК "Ренессанс Капитал" Эльдара Давлетшина, рост цен на автомобильное топливо к 2011 году может оказаться еще более умеренным - на уровне 5%. Понятно, что нефтяные компании постараются компенсировать осуществленное повышение экспортных пошлин на нефтепродукты увеличением внутренних цен, заметил Вестям.Ru Давлетшин. Но этому, продолжил он, в свою очередь, будет препятствовать ФАС, которая постарается обеспечить сбалансированный ценовой график.
Федеральная антимонопольная служба, напомним, еще в ноябре прошлого года направила в крупнейшие нефтяные компании страны запросы с просьбой разъяснить причины роста цен на моторное топливо. Как сообщил тогда Вестям.Ru замруководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин, единственной реальной причиной для их увеличения могло послужить повышение акцизов, которое, по идее, должно было сказаться в более отдаленной перспективе.
Тем не менее, сигналам ФАС вняли не везде. После чего различным региональные управлениям антимонопольной службы пришлось реагировать на значительное повышение ценовой планки. В частности, Пермское управление ФАС в последних числах 2010-го возбудило дело в отношении группы лиц ВИНК "Лукойл" в составе ООО "Лукойл-ПНОС" и ООО "Лукойл-ПНП". В их действиях было усмотрено нарушение Федерального закона "О защите конкуренции", в части установления монопольно высокой цены. По данным представителей Пермского УФАС, с 18 октября по 20 октября 2010-го розничные цены на дизтопливо в регионе подскочили на 27% и на 2-3% - на автомобильный бензин.
В текущем году, как предположил аналитик ИК "Тройка Диалог" Валерий Нестеров, власти активизируют работу по сдерживанию роста цен на топливо. Хотя цены на бензин в 2011-м продолжат расти, как по причине повышения мировых цен на нефть, так и вследствие повышения внутреннего спроса. Но утверждения о том, что в 2011 году указанные ценовые показатели способны достичь рекордных уровней, не имеют под собой реальных оснований, уточнил Нестеров. По его расчетам, в итоге они могут повыситься примерно на 10%.