Российский GM теперь управляется из Китая
Выручка General Motors в России в 2009 г. сократилась почти в три раза. Бизнес GM в России и СНГ переподчинен китайскому офису, и компания будет развивать производство в России.В преддверии IPO General Motors Co. впервые раскрыла финансовые показатели работы в России. C 10 июля 2009 г. и до конца года компания выручила $246 млн - это вдвое меньше, чем в первую половину 2009 г. ($430 млн). Общая российская выручка GM в 2009 г. оказалась почти втрое ниже ее показателя 2008 г. - $2 млрд. GM продает в России автомобили под брендами Chevrolet, Opel, Cadillac, создала одну из крупнейших дилерских сетей в стране, построила автозавод в пригороде Санкт-Петербурга и имеет 50%-ную долю в СП "GM-АвтоВАЗ". Основные средства в России GM на конец 2009 г. оценила в $118 млн. Консолидированная выручка General Motors Co. в 2009 г. снизилась на 29,8% до $104,6 млрд.
Для GM самым удачным в России оказался 2008 год: рост продаж в денежном эквиваленте тогда составил 33% к показателю 2007 г., в натуральном - 30% (было продано 338 000 машин); Россия оказалась для GM одной из немногих стран, где в тот год наблюдался рост (глобальные продажи группы в 2008 г. упали на 10,8% до 8,4 млн машин). В 2008 г. GM продолжала инвестировать в Россию: общие, сбытовые и административные расходы GM в 2008 г. выросли на $200 млн (8,5%) - в основном за счет экспансии компании в России и на других европейских рынках, говорится в ее отчетности.
Но в 2009 г. GM зафиксировала в России падение продаж в 2,4 раза до 142 000 машин. В первом полугодии 2010 г. они снизились еще на 20,2% - до 67 000 (к первому полугодию 2009 г.), при том что автомобильный рынок в России, по данным Ассоциации европейского бизнеса, показал 3%-ный рост. GM продолжает оставаться второй в России группой по объемам продаж (после "АвтоВАЗа"), но идущая третьей Volkswagen Group сокращает отставание. Доля GM в России снизилась за последние полгода с 9,4 до 8,3%, говорится в отчетности группы.
Готовясь в 2009 г. к продаже Opel, американская компания разделила бизнес в Европе. В Старом Свете, где бестселлер GM - Opel, отделение Chevrolet произошло сравнительно безболезненно. Но в России Chevrolet - бренд номер два после Lada, а Opel - лишь во второй десятке по популярности, большинство дилеров продают обе марки, поэтому, когда продажа Opel была отменена, GM передумала делить свой бизнес в России. Но решено было его переподчинить: до марта 2010 г. российские активы управлялись европейским подразделением группы, позже были переданы в управление General Motors International Operations с головным офисом в Шанхае. В мае 2010 г. президентом GM по России и СНГ стал Джеймс Бовензи, ранее он был вице-президентом GM по закупкам как раз в Азиатском регионе. Назначение первым человеком в России "производственника" вызвано тем, что GM собирается серьезно развивать в стране производство и локализацию, рассказывал "Ведомостям" представитель компании. Представитель американской штаб-квартиры GM вчера заявил, что группа ждет роста продаж на фоне восстановления рынка и собирается увеличивать производство в России. Конкретных цифр он не назвал.
Рост производства в России будет логичным, считает аналитик "ВТБ капитала" Елена Сахнова: тенденция к восстановлению спроса на машины группы есть. В июле этого года, по данным АЕБ, GM продала в России на 11% больше машин, чем в июле прошлого года.
В 2009 г. российский рынок продаж легковых автомобилей сократился в 1,9 раза до 937 млрд руб., посчитал консультант по автопрому Ernst & Young Иван Бончев. В первом полугодии 2010 г. он вырос (в сравнении с первым полугодием 2009 г.) на 2,4% до 517 млрд руб.
Крупнейшие зарубежные автопроизводители данные по России в своих отчетностях не раскрывают. Однако их дочерние компании, зарегистрированные в России, в 2009 г. также показали колоссальное падение выручки. У "Форд мотор компани" (сбыт автомобилей Ford и производство во Всеволожске) в 2009 г. она снизилась в 2,8 раза до 53,4 млрд руб. У "Тойота мотор" (продажи Lexus и Toyota, в том числе произведенных в России) - в два раза до 83,6 млрд руб. У "Фольксваген груп рус" (продажи, управление заводом в Калуге) - на 17,4% до 82,1 млрд руб.