Разделы



Проблемы Евросоюза продолжают обостряться

Все последние недели Европа находилась в предпаническом состоянии, ожидая нового удара экономического кризиса. А ведь еще совсем недавно западные политики и экономисты разливались соловьями на темы быстрого выхода из прошлогоднего спада.

Цифры роста экономики на все лады перепевались в прессе, дабы внушить пугливым инвесторам, попрятавшим деньги в кубышки, веру в то, что "нетрудовые доходы" можно опять пустить в дело.

И вдруг общеевропейская валюта - евро - начала сыпаться вниз по отношению к доллару, цены на нефть резко упали, столь же резко начали падать биржевые индексы. О недавнем оптимизме все мгновенно забыли, на небо Европы надвинулись тучи гораздо более темные, нежели пепельные облака с исландского вулкана.

Внешне проблема в том, что одна из стран - членов ЕС - Греция - оказалась на грани банкротства: вдруг выяснилось, ее долговые обязательства намного превышают способность этой страны расплатиться с иностранными кредиторами. Как известно, в Евросоюзе действует правило, ограничивающее размеры бюджетного дефицита 3 процентами валового внутреннего продукта. Между тем греческие власти долго и умело скрывали тот факт, что дефицит их бюджета достигал 14%. Такое плачевное положение пряталось от мирового сообщества не без самой активной помощи одного из наиболее авторитетных банков США, который публиковал благостные отчеты о состоянии греческой экономики.

Однако шила в мешке не утаишь. Оно вылезло и весьма болезненно воткнулось в тело якобы выздоравливающей Европы. По судорогам стало ясно, что до выздоровления куда как далеко. Тем более что тут же обнаружилось, что сопоставимые проб лемы возникли еще и у Испании с Португалией, у которых дефицит бюджета оказался за или около 10%. Общая европейская валюта сильно зашаталась. И в нее тут же вцепились финансовые спекулянты, играющие на валютных биржах на ослабление евро. Еще бы! Ведь нынешняя модель капитализма "заточена" не на производство, а на получение свердоходов от финансовых спекуляций. Не случайно поэтому в Европе вновь заговорили о необходимости сделать упор на реальный сектор экономики, а не на банковско-финансовую "отрасль", а также зазвучали крамольные речи о необходимости борьбы со спекулянтами.

Тем не менее в попытке спасти евро от краха, лидеры ЕС после долгого препирательства (кому сколько платить) договорились о выделении Греции кредита в размере 110 миллиардов евро. Никакой благотворительностью тут, конечно, и не пахнет. Главными "выгодоприобретателями" от экстренной помощи ЕС будут не рядовые греки, а опять-таки банки, которые спасают под предлогом защиты финансовой системы. Между тем полученные кредиты нужно будет возвращать. Поэтому народу Греции предложено заплатить за "помощь" немалую (а для очень многих непомерную) цену - согласиться с повышением налогов, снижением зарплат и пенсий, массовыми увольнениями, повышением пенсионного возраста и другими жертвами на алтарь капитализма. Греки не согласны. Отсюда могучие и продолжающиеся акции протеста.

Необходимо также иметь в виду, что огромные, гораздо большие, чем греческие, долги имеет, в частности, Великобритания. Конечно, эта страна не входит в зону евро и ее долговые проблемы не могут отразиться на европейской валюте непосредственно. Но при нынешней нервозности бизнеса, и без того напуганного глобальным кризисом, любое даже незначительное потрясение может породить цунами. Тем более что по итогам недавних выборов английское правительство будет коалиционным, а значит, шатким. То есть надвигается еще одна вулканическая туча.

Поэтому в минувшие выходные экстренное заседание министров финансов стран Евросоюза приняло решение о создании общеевропейского антикризисного фонда в 750 млрд евро. 60 миллиардов положит "в копилку" Еврокомиссия (правительство Европы) и еще на 440 миллиардов обеспечат государственные гарантии членов ЕС. 250 миллиардов должен внести МВФ. Вся эта масса денег предназначается для быстрой переброски в очередную "горячую точку", которые явно будут еще возникать.

Многочисленные скептики полагают, что этого решения недостаточно для успокоения финансовых рынков и приостановки развития кризиса. Ведь совокупные внешние долги Греции, Испании и Португалии превышают два триллиона евро. То есть еще только создаваемого антикризисного фонда будет достаточно для того, чтобы покрыть лишь треть долгов этих стран. А есть и другие "неплатежеспособные". Например Ирландия и Италия. Одна Германия дополнительные расходы явно не потянет. И так ее вклад в размере 22 миллиардов в "спасение" Греции окончился для правительства ХДС/ХСС поражением на местных выборах и утратой большинства в верхней палате парламента.

Между тем создающийся фонд не сможет решить все проблемы Европы, ибо политические и материальные разногласия внутри сильно разбухшего Евросоюза (27 государств, из них 16 - членов зоны евро) сильно работают на разрыв. И пока механизма, который позволил бы ограничить национальный эгоизм (а он с созданием ЕС никуда не делся) нет и в помине. Самый яркий пример - все та же Греция, где сменявшие друг друга буржуазные правительства (включая тамошних "социалистов") водили за нос Еврокомиссию, скрывая размеры внешнего долга.

Как считают эксперты, предотвратить подобные кризисы можно лишь взяв под контроль бюджетную политику всех стран - членов ЕС. То есть создав наднациональное правительство с гораздо более широкими полномочиями, нежели нынешняя Еврокомиссия. Но национальные правительства властью делиться не намерены. При этом механизм финансовой помощи между странами - членами ЕС по-прежнему отсутствует. Для его создания потребуются новые договоры. А это наверняка приведет к сильным протестам со стороны богатых стран Северной Европы, вынужденных то и дело спасать от банкротства своих слабосильных, но уже привыкших к хорошей жизни южных и восточных "сочленов".

Кроме того, Евросоюзу необходимо повысить конкурентоспособность его экономики. А для этого, как намекают западные экономические авторитеты, надо туже затянуть гайку труженикам. Как это ныне делается в Греции. Но для европейца, давно приученного жестко бороться за благополучие с его же "родными" буржуазными правительствами, это сигнал к повышению боевой готовности.

Поэтому ряд наблюдателей считает, что создавая антикризисный фонд, лидеры ЕС просто тянут время. Но если они не придумают, как бороться с дефицитом бюджета в странах - членах ЕС и не смогут обеспечить координации экономической политики, сомнения в устойчивости евро и ЕС в целом усилятся, порождая новые волны кризиса. Ведь подъем оптимизма на биржах после известия о создании антикризисного фонда ЕС буквально на другой день сменился падением биржевых индексов.

Предприниматели в эффективность мер Евросоюза не поверили.

"Греческий кризис" кажется чем-то далеким для России. Однако это сильное заблуждение. Ведь даже в гораздо более крепкой Америке на события в ЕС смотрят с немалой тревогой, опасаясь начала новой мировой рецессии. Аукается кризис евро и у нас. Цены на российскую нефть упали. Доходы бюджета, из которых покупается лояльность избирателей, под угрозой. Так что в Москве следят за обстановкой в Европе с не меньшей тревогой, нежели в Брюсселе.

Итак, какова суть основных предложений лидеров Европы? Они заключаются в укреплении государственного регулирования и в отходе от спекулятивных способов делания денег с переносом акцента на реальный (то есть производственный) сектор экономики. Все это в точности соответствует рецептам, предлагаемым левыми силами России для вывода нашей страны из кризиса. Однако экономика РФ по-прежнему находится под властью экстремистов, намеренных любой ценой снизить роль государства в регулировании экономики, демонстрируя фанатичную преданность либеральным догмам. Именно поэтому прошлогодний кризис шарахнул по России сильнее, нежели по любой другой стране "Большой двадцатки". Надо думать, что не минует эта чаша нас и на этот раз.