Банки впиваются в клиентов мертвой хваткой
"Время разбрасывать камни и время собирать камни", - решила я несколько месяцев назад. В самом начале кризиса, оказавшись счастливой обладательницей неплохого стабильного дохода, я решила воспользоваться конъюнктурой и, набрав кредитов, взялась за ремонт маминой новостройки.Теперь решила, что пора бы взятые кредиты закрыть. Увы, мое решение натолкнулась на серьезное препятствие. Банки вовсе не хотят меня отпускать. За несколько месяцев я закрыла два потребительских кредита и три кредитные карты. И ни разу не удалось это сделать без нервотрепки и потерь.
Первым на очереди оказался последний взятый кредит - "на занавески", как я его назвала. Был он действительно взят на окончательное обустройство квартиры, что, как известно всем, кто обставлял квартиру, стоит значительно дороже покупки мебели. Естественно, он оказался и самым дорогим. "Ну и что, - думала я. - Через четыре месяца, по окончании моратория на досрочное закрытие, выплачу деньги и дело с концом".
Однако, придя через четыре месяца, обнаружила, что закрыть кредит не могу - нужно писать специальное заявление специальному менеджеру, и как раз сегодня его нет, но, если заявление оставить... Потом не работала касса, потом надо было прождать 3,5 часа оформления бумажек "специальным менеджером", потом еще прождать полтора часа в ожидании "звонка из центрального офиса", без которого никак нельзя закрыть счет... В общем, когда из этого самого "центрального офиса" позвонили с последним, видимо, предложением, продолжить сотрудничество, я честно сказала, что уже не хочу ничего и никогда. Общий срок расставания составил 2,5 месяца.
Примерно по такой же схеме закрывался второй потребительский кредит - только здесь еще прибавилось закрытие того офиса, где я его брала. Оказалось, теперь я могу закрыть кредит только в определенном месте - далеком и с неудобными часами работы. Расстались все же за два месяца.
Легче всего оказалось закрыть карту банка, который вообще не имеет офисов. Ну, если не считать того, что после оплаты задолженности через месяц пришлось доплатить "из-за корректировки", а счет, соответственно, закрыли спустя еще полтора месяца. Итого - опять 2,5 месяца на прощание.
Карту и счет в банке, известном своей агрессивной рекламой, я закрывала три месяца. Закрыла со скандалом, после того как, отстояв очередные четыре (!) часа в очереди, выяснила, что сегодня мне никак закрыть не успеют. На данный момент счет еще не закрыт, хотя прошло, в общей сложности, 3,5 месяца. Еще одна карта находится в процессе закрытия - банк сопротивляется, а я проявляю настойчивость.
Если вы думаете, что мои злоключения - нонсенс, то вы еще не влились в новый тренд - закрывать кредиты. Среди моих друзей многие в кризис, имея работу, воспользовались низкими ценами и что-то купили в кредит. Теперь, закрывая кредиты, они так же мучаются. И в очередях к "специальным менеджерам" в "центральных офисах" нас, бедолаг, мается предостаточно.
Я ведь не случайно упоминаю о закрытии счета. Дело в том, что погасить долг - еще полдела. Даже с погашенным потребительским кредитом или неиспользуемой картой вы остаетесь клиентом данного банка. Для банка это хорошо - много клиентов, лучше показатели. Тем более что в его балансах указывается сумма одобренного вам кредита - то, что вы его уже отдали, не играет никакой роли, кроме того, что делает показатели деятельности банка еще краше. Ну и скажите, зачем банку лишаться такой прелести?
Между тем для такого "клиента-невидимки" наличие банковских счетов - минус при попытке взять новый кредит. У меня есть знакомая, которая не могла получить кредит на машину, пока не догадалась взять выписки из своей кредитной истории. Оказалось, что на ней "висят" кредиты, взятые у банков, даже названий которых она не помнила за давностью лет. В историю просто впихнули все банковские счета, которые она, закрывая кредиты, увы, не догадалась закрыть. В результате, человеку пришлось разыскивать своих бывших кредиторов, закрывать счета (что требует не менее полутора месяцев - и это после подписания всех бумажек) - в общем, хлопот было много.
Видимо, необходимость закрытия счетов осознали многие клиенты. Тем более что сейчас достаточно много людей пытаются взять ипотечный кредит, пользуясь низкими ставками, достаточно либеральным подходом и низкими ценами на рынке. Но даже либеральный подход требует, чтобы потенциальный заемщик не имел иных обязательств. А счет означает, что вы в любой момент можете вновь воспользоваться однажды одобренным кредитом.
Банкам, особенно специализирующимся на потребительском кредитовании и переживающим сейчас не самые лучшие времена, эта тенденция совсем не нравится. И так сейчас внимательный наблюдатель может заметить, как по Москве закрываются офисы самых агрессивных банков. Сами банкиры называют это "оптимизацией", но, с учетом того, что цена аренды офисов отнюдь не растет, можно предполагать, что проблемы здесь в недостатке новых клиентов. Поэтому-то уходу старых клиентов сопротивляются до последнего. Даже ценой создания искусственных препятствий.