Может ли регион стать банкротом
На этой неделе в окончательном чтении был принят бюджет Московской области на 2010 год.Согласно данному документу, доходы областного бюджета составят 183 млрд. руб., то есть 69% от утвержденного плана на 2009 год. Расходы бюджета должны составить 202,7 млрд. руб., или 71% плана на 2009 год. (Сокращение расходов областного бюджета на треть странным образом корреспондирует с недавним заявлением премьер-министра о неэффективности использования каждого третьего рубля на содержание органов госвласти и местного самоуправления). Очевидно, что осуществить такое масштабное сокращение расходов непросто...
Известно, что область готова отказаться от финансирования ряда объектов капитального строительства и сократить затраты на развитие спорта и поддержку спортивных команд. Однако в бюджете на 2009 год суммарные расходы на национальную экономику и спорт составляют около 17% расходов областного бюджета. Очевидно, что для сокращения общего объема расходов на треть были серьезно снижены и другие расходы, в том числе на госуправление, вероятно и на содержание бюджетных учреждений и инвестиции в дорожное строительство.
Сокращение почти на треть доходов бюджета Московской области в 2010 году в сравнении с утвержденным бюджетом на 2009 год вызывает ряд вопросов. В соответствии с проектом ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" межбюджетные трансферты субъектам РФ в 2010 году будут снижены на 23,8% (чтобы обеспечить финансирование пенсионной реформы). Можно предположить, что трансферты из федерального бюджета Московской области также уменьшатся на 23-25%. В структуре доходов бюджета области в 2009 году федеральные трансферты составляли 19%. Таким образом, за счет снижения трансфертов может быть недополучено около 5% доходов. Судя по данным об исполнении бюджета области за 9 месяцев 2009 года, поступления от налога на прибыль сократились, по сравнению с 2008 годом на 31%, но составили от плановых назначений 75%. Поступления от налога на имущество возросли по сравнению с 2008 годом на 10% и составили 66% от годового плана. Самая неблагоприятная ситуация складывается с поступлениями НДФЛ, составившими за 9 месяцев всего 52% от плановых заданий (хотя в сравнении с прошлым годом они возросли на 3%). Исходя из итогов 9 месяцев, можно предположить, что годовой план сбора НДФЛ (30% доходов бюджета области) будет исполнен только на 70%. В целом же нам представляется, что оценка доходов бюджета Московской на 2010 год явлется заниженной, возможно, что "обжегшись на молоке" власти области "дуют на воду".
Гораздо большие опасения вызывает исполнение бюджета Московской области в 2009 году. В текущем году дефолты по облигациям допустили компании, находящиеся в собственности Московской области (к ним относятся Московское областное ипотечное агентство, Московская областная инвестиционная трастовая компания и др.). Хотя бюджет области за 9 месяцев исполнен с профицитом в 1,5 млрд. руб., это не позволяет решить проблему рефинансирования долга области. По плану, за 2009 год область должна была привлечь 30 млрд. руб. на облигационном рынке, по факту за 9 месяцев на этом рынке было привлечено всего 2,2 млрд. руб., чистое привлечение оказалось отрицательным ( -7,7 млрд. руб., с учетом затрат на погашение ценных бумаг). На погашение банковских кредитов область затратила 9,9 млрд. руб., на исполнение государственных гарантий - 17,5 млрд. руб. Эти выплаты были профинансированы за счет бюджетного кредита в объеме 8,2 млрд. руб. и новых банковских кредитов на сумму 19,2 млрд. руб. Если погашение бюджетного и банковских кредитов частично приходится на 2009 год, область столкнется с новыми проблемами уже в текущем году.
Если же кредиты нужно погашать за пределами 2009 года, проблемы с исполнением обязательств областью отодвигаются на 2010-2011 годы. Отметим, что в 2010 году в бюджете области запланирован дефицит в 19,7 млрд. руб., и соответственно дальнейшее наращивание долга. Учитывая непростое финансовое положение, привлечь средства на облигационном рынке в 2010 году для Московской области будет непросто, соответственно придется привлекать новые банковские кредиты, скорее всего, на менее выгодных условиях. Похоже, что на ближайшие годы Московская область станет головной болью для федеральных властей: для сокращения долга области придется сдерживать рост расходов бюджета даже при нормализации положения с доходами.