Социальные сети отбирают хлеб у кадровых агентств
Можно ли найти достойную работу через друзей по социальной сети? Такой вопрос задал своим посетителям портал HeadHunter. И каждый пятый ответил положительно.Но у поиска работы по знакомству в Интернете есть и плюсы, и серьезные минусы.
"Вы находили работу в социальных сетях?" Такой вопрос задал своим посетителям портал HeadHunter. И каждый пятый (21%) ответил положительно. Руководитель службы социальных медиа HeadHunter Денис Марков отмечает, что работу в социальных сетях можно искать двумя способами.
"С одной стороны, социальные сети сродни кухне или коммунальной квартире. Твой аккаунт, то есть профиль в социальной сети, - обо всем на свете. Ты размещаешь запись о том, что тебе интересно, и ни с кем специально не знакомишься. Ты, например, пишешь, что ищешь работу, друзья видят это и могут предложить интересную вакансию, открытую в их компании. В этом случае блог или аккаунт в социальной сети - не профессиональный инструмент, а только способ общаться с интересными людьми. С такими задачами отлично справляются Facebook и Twitter, наша соцсеть "ВКонтакте" или "Живой журнал" (ЖЖ)", - говорит Денис Марков.
Другое дело - ведение блога сознательно, с целью поиска работы. Для этого нужно познакомиться с "лидерами мнений", бизнесменами, известными в Рунете личностями. "В этом случае главное - побольше "мозолить" им глаза, постоянно комментировать их записи, выкладывать фотографии с профессиональных мероприятий, постоянно приглашать новых друзей", - считает Денис Марков.
Себя показать и другим жизнь испортить
Насчет выкладки фотографий есть и иное мнение. Пресс-секретарь МДМ-банка Марина Урываева припомнила такую историю: "Звонит мне как-то, года три назад, знакомый журналист женского пола и рассказывает, что мой коллега на сайте знакомств выложил фотографии с какого-то нашего приема. И подпись - мол, я так крут, я с такими людьми общаюсь! А на приеме, действительно, первые лица банка, мой бывший начальник. И этот красавец". По словам Марины Урываевой, первое, что она попросила у того журналиста - посмотреть, нет ли где ее фотографии, а то "потом никому не докажешь, что тебя без твоего ведома на сайт знакомств засунули". "Позвонила я и своему бывшему шефу, рассказала, что он, примерный семьянин, вывешен на сайте знакомств. А наш коллега к тому моменту мобильный сменил, позвонить и в лоб дать за своеволие уже нельзя. Пришлось просить ту журналистку написать бывшему коллеге, чтобы он хотя бы шефа со своих фотографий убрал", - говорит Марина Урываева.
В какую сеть податься за работой
Для профессиональных целей отлично подходят LinkedIn, Habrahabr или "Мой Круг", отмечает Денис Марков. "Когда-то я сам зарегистрировался на "Моем круге", потому что вычитал, что этот ресурс - аналог LinkedIn. Но там крайне все слабо работает. Посему уже имею и страницу на самом LinkedIn. Думаю, что HeadHunter считает эту сеть удобной для поиска работы потому, что при регистрации в ней есть много опций - в том числе информация о том, заинтересованы ли вы в поиске работы. И эти опции при регистрации мало кто отключает. Пусть будут - на всякий случай", - рассказал BFM.ru преподаватель Института фондового рынка и управления Дмитрий Бобров.
"В социальных сетях есть люди, которые "хантят", то есть ищут специалиста, чтобы предложить ему работу, причем довольно высококлассных специалистов. Одна крупная российская интернет-компания постоянно участвует в мероприятиях по поиску сотрудников для стартапов. И находит там интересных кандидатов", - говорит Денис Марков.
"Еще поиск специалистов для разовых или недолгих проектов через социальные сети популярен в IT-сфере и среди руководителей небольших рекламных агентств", - соглашается Дмитрий Бобров. Но можно ли рассматривать такие вакансии как серьезную работу? Скорее, как подработку или работу на определенный срок, отмечает Бобров. Потому что средний срок работы в молодом проекте - год. "Сам так работал когда-то - поэтому знаю", - резюмирует специалист.
У социальных сетей есть важное преимущество перед резюме - ты не ограничен одной страницей, в твоем распоряжении гигабайты свободного пространства для любого вида информации, отмечается в исследовании HeadHunter. Поэтому в социальных сетях можно больше узнать о человеке и более осознанно предложить ему работу. Но есть и недостаток - здесь нет удобных инструментов для HR-специалистов, а значит, социальные сети слишком сложны для профессионального поиска персонала в крупных масштабах.
В социальных сетях легче найти работу мастеру слова?
"Работу в социальных сетях ищут себе в основном те, кто там активен - маркетологи, журналисты, пиарщики, интернет-деятели. Кстати, на том же LinkedIn очень много русскоязычных менеджеров среднего и топ-уровня", - отмечает Денис Марков. "Поиск работы через публикацию своего резюме в социальной сети - это пассивная стратегия, когда работа у тебя есть, тебе на ней скучно, и ты хотел бы чего-то изменить", - заявил BFM.ru на условиях анонимности главный редактор крупного российского делового журнала. Он утверждает, что его резюме провисело два года в клубе читателей на сайте "Ведомостей" и на специально отведенной странице в Яндексе - и на него не было ни одного отклика. На блог одного известного издателя он тоже написал, но и от него отклика не последовало. "Самый лучший способ найти работу для журналиста - это помощь твоих друзей, и при этом все равно, где ты с ними общаешься - в социальной сети или при личной встрече. Второе предпочтительнее, ибо человечнее", - замечает другой журналист. То есть дело не в социальной сети, а в друзьях, которых и о которых не стоит забывать.
"А вот пример успешного поиска работы через Twitter: один мой знакомый, бывший руководитель крупной социальной специализированной сети, написал, что ищет работу. В течение дня его пост разместили у себя более 70 влиятельных в Интернете людей, а через 2 дня он уже работал на новом месте", - говорит Денис Марков. "Все хорошо, да только сталкиваться приходится с тем, что люди, активно живущие на работе сетевой жизнью, сначала начитаются всякого мракобесия о том, что необходимо выращивать свой бренд, и работой уже и не занимаются", - констатирует Марина Урываева. Когда специалисты - что журналистики, что рынка PR - начинают думать в рабочее время только о капитализации своего имени - "пиши пропало", ибо сетевая жизнь затягивает с ушами".