США потратили на борьбу с кризисом три госбюджета

Власти США тратят астрономические суммы на борьбу с кризисом. По подсчетам агентства Reuters, после принятия 300-миллиардного плана по спасению Citigroup общая сумма расходов на эти цели достигла 5,7 трлн долларов.

Bloomberg выдает еще более впечатляющие цифры - $7,7 трлн. Большая их часть приходится на кредиты, выданные банкам Федеральной резервной системой США. Остальное - госгарантии по финансовым обязательствам и ценным бумагам крупных компаний, а также прямые вливания в капитал финансовых структур, стоящих на грани банкротства (таких как Citigroup), либо уже национализированных правительством США (таких как AIG). По признанию экспертов, значительная часть выделяемых средств может быть потеряна безвозвратно.

Предпринимаемые финансовыми властями США меры совершенно беспрецедентны - никогда еще в истории правительство не выделяло таких сумм на спасения частных компаний. Для сравнения -вся доходная часть американского государственного бюджета на 2008-й год составляет всего $2,66 трлн. Эксперты разводят руками по поводу того, как правительство в конечном итоге будет рассчитываться по взятым на себя обязательствам.

Ранее власти США неизменно заявляли о своей приверженности "рыночным" ценностям, а это означает, что частные компании должны быть предоставлены "закону Дарвина" - наиболее успешные процветают, в то время как неудачники должны стать добычей конкурентов. Теперь же в неудачники, похоже, записана вся финансовая система страны. Но правительство, вместо того, чтобы предоставить ее своей участи, предпринимает все мыслимые и немыслимые меры для ее спасения.

По данным агентства Bloomberg, власти США уже израсходовали на борьбу с кризисом $7,7 трлн. Из них 4,74 трлн - кредиты ФРС, предоставленные коммерческим банкам с целью восстановления дееспособности финансовой системы. $1,4 трлн - гарантии по межбанковским вкладам со стороны Федеральной корпорации по страхованию депозитов (FDIC) - для восстановления доверия между участниками рынка. $892 млрд - это программа Конгресса и Минфина США, известная как TARP или план Полсона, направленная на выкуп проблемных активов и вливания в капитал ряда компаний. $300 млрд - госгарантии по ипотеке, предоставленные Министерством жилищного строительства и городского развития. Остальное - различные "мелкие" расходы: госгарантии Citigroup ($300 млрд), вливания в национализированного страхового гиганта AIG ($123 млрд), сделка по спасению банка Bear Stearns ($29 млрд), ну и прочее.

"Получается слишком много - практически половина их ВВП",- отметила в беседе с DAILYONLINE аналитик ИК "Атон" Инга Фокша. По ее словам, средства поступают не с целью предотвратить кризис, а чтобы замести его последствия. За год они израсходовали такие колоссальные суммы и все равно банкротства не удается предотвратить - это означает, что они не достигают своей цели, считает эксперт. Рецессия в американской экономике неизбежна, однако власти США не желают с этим смириться и будут тратить еще больше денег.

В частности, Барак Обама в следующем году собирается принять новый масштабный пакет для стимулирования американской экономики, который "потянет" на 500-700 млрд. "В перспективе все эти расходы могут вылиться в еще большую проблему, поскольку растет новый пузырь - пузырь государственного долга. В последние месяцы правительство заметно активизировало размещение государственных казначейских облигаций, но это грозит технической несостоятельностью США в ближайшие 3-5 лет", - констатирует Инга Фокша.

Почему Россия не Америка
Многие наблюдатели в США жалуются на неадекватность предпринимаемых властями мер, но все же стоит признать, что контроль за расходованием средств налажен там лучше, чем в России. Во всяком случае, деньги выделялись адресно - каждой нуждающейся компании или банку. В России свои национальные особенности. В антикризисных программах, принимаемых нашим правительством, применялся принцип пирамиды - средства выделялись крупным "уполномоченным" компаниям, которые затем должны были направить их более мелким игрокам и представителям реального сектора экономики. На практике эффективность подобной модели вызывает серьезные вопросы.

Уже в августе Центробанк стал в массовом порядке выделять кредиты банкам в рамках сделок РЕПО, а с конца октября (после принятия соответствующих поправок в законодательство) и начал масштабную выдачу беззалоговых кредитов. В октябре правительство и Дума приняли, по примеру американских коллег, амбициозный план по спасению национальной экономики. В частности, Внешэкономбанк (ВЭБ) получил $50 млрд для того, чтобы помочь российским организациям рефинансировать займы в иностранной валюте, полученные ими до 25 сентября 2008 года. Сбербанк получил 500 млрд рублей из средств ЦБ. Средства Фонда национального благосостояния (около 450 млрд рублей) были размещены в ВЭБе на длительный депозит. ВТБ и Россельхозбанк также получили на длительный срок 200 млрд рублей и 25 млрд рублей соответственно. Помимо этого, вступил в силу федеральный закон об увеличении предельного размера компенсации по вкладам до 700 тыс. рублей. А в ноябре премьер-министр Владимир Путин пообещал снижение налогов для российских предприятий. Общая сумма программ по борьбе с кризисом оценивается экспертами в $200 млрд - это очень много по российским меркам, хотя и гораздо меньше, чем тратят США.

Хотели как лучше...

Но в процессе реализации антикризисных мер часто оказывалось, что российские госсредства расходуются, мягко говоря, не вполне должным образом. Многие из банков-получателей использовали их для валютных спекуляций, покупки долларов и переводы в западные финансовые структуры. До реальной экономики большая часть денег так и не дошла. "Средства, конечно же, пошли не туда, куда были направлены",- соглашается аналитик "Атон" Инга Фокша. Мелкие банки недополучили финансирование и теперь некоторые уже прекратили свое существование. С другой стороны, поскольку наш кризис носит "запаздывающий" характер, у нас он пока еще ограничился финансовой сферой. Вот когда затрясет реальную экономику, станет ясна и эффективность принятых российскими властями мер, считает эксперт.

"На данном этапе любая программа неэффективна по определению. Необходимые меры было принимать заранее - еще в 2005-2006, когда кризиса не было",- заявил DAILYONLINE директор Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Борис Кагарлицкий. По его мнению, в настоящей ситуации деньги Стабфонда сгорят без пользы для национальной экономики, хотя, возможно, и изменят что-то в судьбах отдельных людей и компаний. Что же касается того массового вливания средств, которое производится сейчас американцами, европейцами и китайцами, оно позволит несколько замедлить развитие кризиса на протяжении ближайших 3-5 месяцев, однако наказанием за это будет то, что потом кризис будет развиваться быстрее, убежден эксперт.

Павел Захаров