Разделы



"АвтоВАЗ" запустил цепную реакцию безработицы

Уровень безработицы в Тольятти с начала года вырос почти в 4 раза и превысил 12 тыс. человек. Только за прошлую неделю работы лишились 419 жителей города.

Как было озвучено на заседании Антикризисного штаба, на данный момент в службе занятости всего чуть более 10 тыс. вакансий, но на новую постоянную работу могут рассчитывать только полторы тысячи человек. Остальные вакансии - это временный низкоквалифицированный труд. Между тем, "АвтоВАЗ" объявил о намерении до 1 января поэтапно сократить еще около 30 тыс. человек. Таким образом, как подсчитали в профкоме завода, каждый десятый житель Тольятти может оказаться безработным.

"АвтоВАЗ", по сути, запустил цепную реакцию по всему региону. Например, предприятие "Самараавтожгут", 85% заказов которого составляли изделия для автозавода, приостановило деятельность трех производств в Самарской и соседней Оренбургской областях. Стоит заметить, что выполняли эти вазовские заказы инвалиды по слуху и зрению. Теперь полтысячи человек попробуют прожить на пенсию по инвалидности.

В самом Тольятти на следующей неделе планируется очередной митинг протеста против массовых сокращений. Организаторы акции - профком автозавода "Единство" - предполагают собрать около 3 тыс. человек. "Нас не утешают обещания трудоустроить часть увольняемых в далеком 2012 году, потому что рабочие места и стабильная зарплата нам нужны сегодня, - говорится в заявлении "Единства". - Прежде, чем принимать решение о массовом сокращении, необходимо было подготовить новые рабочие места для сокращаемых работников. Этого не было сделано. Даже сегодня в Тольятти работу найти очень непросто, и чем грозит городу появление еще нескольких десятков тысяч безработных, объяснять не надо. Тем более, велика вероятность, что эта волна сокращений - не последняя".

Даже чиновники уже не питают иллюзий относительно ближайшего будущего. Подготовленный мэрией прогноз социально-экономического развития города в текущем году неутешителен. По итогам полугодия большинство показателей находятся "в глубоком минусе", и до конца года ситуация не улучшится. Так, индекс промпроизводства по сравнению с 2008 годом упадет вдвое, инвестиции в основной капитал составят 68%, оборот розничной торговли упадет на 20%, а реальная заработная плата составит три четверти от прошлогоднего уровня.

На фоне экономического неблагополучия к Тольятти постепенно возвращается слава одного из самых криминальных городов России. С середины лета число преступлений растет, в сентябре в городе отмечен резкий рост угонов автомобилей и краж имущества из автомашин, констатируют в ГУВД Самарской области. За месяц было зарегистрировано 84 уличных преступления, то есть почти по три кражи в день.

Профком автозавода уверен: новый план "АвтоВАЗа" приведет к тому, что "кварталы Тольятти превратятся в гетто, кишащие безработными, которые не смогут оплачивать коммунальные услуги и кредиты, за что будут выселены из своего жилья".

Очевидно, власти опасаются повторения "пикалевского сценария" - причем в более серьезных масштабах и с более удручающими последствиями. В регион два дня назад десантировалась специальная правительственная комиссия из представителей Минздравсоцразвития, Роструда и Федерального медико-биологического агентства, которая должна в срочном порядке разработать антикризисные меры. По словам директора региональной программы Независимого института социальной политики Натальи Зубаревич, в Самарской области по сути введено ручное федеральное управление. Однако решать проблему "АвтоВАЗа" нужно было намного раньше - предварительно признав, что избежать сокращений персонала не удастся.

Кстати, работники "АвтоВАЗа" это осознают и выдвигают свои предложения. Например, создать в Тольятти свободную экономическую зону, организовать в ней производство автокомпонентов и перевести в Тольятти ряд предприятий Роскосмоса и "Рособоронэкспорта" - из тех, которые планируется выводить за пределы Москвы и Московской области. Это позволит обеспечить работой 25-30 тыс. человек

По мнению Зубаревич, единственный рациональный выход для таких городов, как Тольятти, - это организация властями эффективной системы трудовой миграции, причем не семейной, а миграции кормильцев. Население автограда, в отличие от многих российских моногородов, гораздо более мобильно и социально адаптивно, чем, например, население Урала или Сибири. Поэтому для начала было бы неплохо отремонтировать автодорогу до Самары и ввести систему льгот на электричку, чтобы максимально облегчить перемещение внутри агломерации. Плюс к этому власть должна выстроить четкую систему выплат пособий, обеспечить реальную, а не виртуальную базу вакансий. Сегодня из миллиона предложений, опубликованных на сайте Минздравсоцразвития, около 55% предлагают зарплату в 10 тыс. рублей и ниже. Ехать за такими вакансиями бессмысленно.

По мнению эксперта, ситуация в Тольятти - это фактически пилотный проект по масштабной поддержке высвобождаемой рабочей силы. Власти могли бы продемонстрировать способность к решению кризисной ситуации не бессмысленными запретами на увольнения, а рациональными мерами.

"Протесты, конечно, будут. С людьми нужно разговаривать честно, - отмечает Зубаревич. - Надо открыто признать, что возврата назад не будет. Даже при улучшении экономического положения в ближайшие годы "АвтоВАЗ" не будет нанимать много рабочих". Однако складывается ощущение, что и сейчас власти предпочитают водить автовазовцев за нос, обещая, например, места на сборочном конвейере Renault.