Разделы



России придется выиграть межгосударственную конкуренцию

Наблюдая за ходом мировых событий, можно видеть, как человечество приближается к очередному поворотному пункту своей истории и как под влиянием набирающих мощь новых центров сил начинает меняться привычный нам мир.

Можно лишь предполагать, каким он будет, и эта неопределенность тоже оказывает влияние на ход текущих событий. Большинство стран, находясь в поисках своего места в мире, пытается строить новые союзы и блоки и во многих случаях на основе новых форм отношений. Но если последние десятилетия человечество демонстрировало стремление к интеграции и глобализации, то сегодня можно невооруженным глазом наблюдать процессы противоположной направленности.

К примеру, ужесточающаяся межгосударственная экономическая конкуренция оказывается все большей помехой при построении союзов и ставит амбициозные государства перед необходимостью интенсификации совершенствования своих экономик, а наиболее развитые страны, несмотря на свои же призывы к либерализации международной торговли, ужесточают политику защиты своих рынков. Все эти факторы ставят Россию перед необходимостью
осуществления модернизации в форсированном режиме, и, судя по всему, именно понимание этого и побудило руководство страны принять решение о ее осуществлении, породившее немало вопросов. Вот лишь некоторые из них:

1. Все ли жизненно важные для государства сферы деятельности, попали в число приоритетных, подлежащих реформированию?
2. Какие факторы являются обязательным условием для ее успешного осуществления?
3. Какие препятствия могут возникнуть на пути ее реализации?

В статье мы попытаемся не только ответить на эти и другие, не менее важные на наш взгляд, вопросы, но и предложить свое видение решения некоторых проблем, которые неизбежно возникнут на пути реформ. Но начнем, пожалуй, с определения понятия "модернизация", и задач,
которые предстоит осуществить в ее рамках.

В нашем представлении модернизация - это реформа, цель которой повышение эффективности социально-экономической системы России до уровня, обеспечивающего ее конкурентоспособность и встраивание в мировое политико-экономическое пространство на условиях, исключающих любые формы эксплуатации внешними силами.

Но модернизация России, самого большого в мире государства, - это событие глобального масштаба и значения, которое неизбежно окажет влияние на ход мировой истории. Следовательно, люди, выходящие с предложениями, касающимися вопросов ее осуществления, должны мыслить соответствующими категориями, что ставит нас перед необходимостью раскрытия своего видения картины мира и основных мировых трендов.

На наш взгляд, наиболее значимыми из грядущих событий будут: нарастание деглобализационных процессов, фрагментация мира на относительно закрытые монетарно-экономические зоны, ужесточение экономической конкуренции между зонами и внутри зон между государствами, а также расцвет протекционизма. Все эти процессы обусловлены вхождением капитализма в фазу глубокого кризиса, связанного с перепроизводством финансовых ресурсов и капиталов, в результате чего ужесточилась конкуренция между наиболее финансово развитыми странами за право оборачивать их на мировом рынке капиталов.

Событиями с далеко идущими последствиями являются и зарождение новых центров сил, в первую очередь Китая, и, пока еще в несколько меньшей степени, Индии, мощь которых растет на фоне снижения влияния США, что при сохранении тенденции уже в обозримом будущем приведет к возникновению нового Мирового Порядка, которому потребуются новые "правила игры". И государства, претендующие на статус мировых держав, должны обязательно участвовать в их создании, чтобы заложить в них условия, обеспечивающие им максимально эффективное использование своих преимуществ. И чем сильнее будет государство, тем больше привилегий оно себе обеспечит. Это означает, что если Россия намерена быть в числе стран - лидеров Нового Мира, то к началу создания "новых правил" она должна подойти уже одним из мировых экономических лидеров - осуществив модернизацию и находясь в фазе интенсивного экономического роста.

Задача по своим масштабам грандиозная, и времени на ее осуществление у России, если и осталось, то немного. Следовательно, решать ее предстоит в форсированном режиме. При этом характер развития событий в мире не дает ей права на ошибку, что ставит модернизаторов перед необходимостью выявления и устранения еще на старте реформ всех факторов, способных оказаться помехой на пути их осуществления. Именно это и побудило нас заострить внимание на одном из таких, на наш взгляд, ключевом факторе - вопросе их финансирования. Но перед тем как перейти к этой теме, хотелось бы сказать несколько слов о модернизации как о политическом факторе.

По сути, заявленный российским руководством план осуществления модернизации - это не что иное, как декларация намерения повысить конкурентоспособность государства до уровня, позволяющего, образно говоря, бороться за "чемпионство" в высшей межгосударственной "лиге". Но конкуренция между государствами существенно отличается от спортивного соперничества, поскольку, в какой бы форме она не проходила, это всегда война. А на войне, как на войне - договоренности легко нарушаются и стороны прилагают максимум усилий с целью сдерживания роста мощи противника. И в связи с этим несколько странно звучат заявления о намерении осуществить модернизацию с помощью иностранных инвестиций, что, по сути, подобно намерению начать войну с помощью оружия противника, полагая, что по ее ходу он будет поставлять необходимое количество боеприпасов.

В этой связи следовало бы вспомнить кризисы, организованные в России иностранным капиталом в 1998 и 2008 гг., когда он, пользуясь чрезмерно либеральными законами, приходил, надувал по собственной инициативе пузыри и, сняв сливки с ее экономики, уходил, оставив после себя руины. Судя по всему, уроков из этого не извлекли и, похоже, что России предстоит в третий раз наступить на те же грабли. Причина же столь странной политики, упорно ориентирующейся на иностранные инвестиции, на наш взгляд, кроется в непонимании психологии финансового капитала и недооценке его политической роли.

Финансовый капитал - категория не только и даже не столько экономическая, сколько политическая, и именно он используется в качестве главного оружия в современной конкурентной борьбе между государствами.

В современном мире финансов существуют две формы борьбы. Одна - за привлечение капиталов, - ведущаяся между малоразвитыми и развивающимися странами, и вторая - за рынки капиталов, - протекающая между финансово развитыми странами. Подобное разделение труда обусловлено тем, что развитые страны умеют создавать (о том как, поговорим ниже) дешевые,
конкурентоспособные финансовые ресурсы и капиталы, тогда как менее развитые, умеют их только зарабатывать, что далеко не одно и то же. И именно превосходство качественных характеристик денег и капиталов развитых стран и их востребованность в мире, является главным источником их процветания, а также фактором, обеспечивающим им доминирование на мировом финансовом рынке.

Межгосударственная экономическая конкуренция - это перманентные войны, ведущиеся со времен возникновения государств. Время меняет лишь методы их ведения, качество оружия и поля сражений, тогда как цель остается неизменной - овладение богатствами конкурента. Сегодня это интеллектуальные войны, ведущиеся в латентной форме в пространстве мировой финансовой системы, где в роли оружия выступают финансовые ресурсы и капиталы.
Победители же предопределены изначально. Это силы, жестко контролирующие все процессы, происходящие внутри системы, создающие "правила игры" в ней и следящие за их реализацией, а также умеющие создавать самые качественный вид оружия, коим являются наиболее дешевые и востребованные капиталы.

В качестве оружия финансы - самый эффективный инструмент покорения. Беспрепятственно проникая на территорию противника, они позволяют без потерь овладевать его богатствами и эксплуатировать его население. И что самое удивительное - при этом противник не только не препятствует его проникновению, но и прилагает немало усилий для его привлечения. Причина же столь парадоксального явления кроется в низком уровне финансовой грамотности элиты
неразвитых стран, что не позволяет им самим создавать полноценные деньги.

Применительно к России, об этом очень образно сказал С. Чернышев в своей книге "Кризис? Экспансия! Как создать в России мировой финансовый центр": "Наиболее фундаментальное непонимание роли и функций финансовой системы связано с инвестированием. В головах наших экономистов живет и здравствует фетишистское представление о том, что инвестиции - это долларовый "нал" в стандартной банковской упаковке, доставляемый из Вашингтона инкассаторским бронепоездом. Отсюда и убежденность, что инвестициям в богатейшей стране мира, больше неоткуда взяться, кроме как из-за границы".

Из сказанного следует, что Россия - финансово неразвитая страна и в отсутствие национального капитала и чрезмерно либеральных законов она совершенно беззащитна перед иностранным капиталом. В результате ее экономика, а по сути, и она сама, является объектом его освоения. И в этой ситуации, руководству страны следовало бы сосредоточиться не на привлечении иностранного капитала, а на создании системы защиты от него.

Защититься же от капиталов можно только столь же качественными капиталами в сопоставимых объемах, которых в России нет по многим причинам: из-за неполноценности рубля, отсутствия инфраструктуры, необходимой для создания качественной валюты образования национального капитала, а также отсутствия в стране такого ключевого понятия, как "качество денег и капиталов".

Дело в том, что процесс создания денег в разных государствах происходит по-разному, что отражается на их качественных характеристиках, главным критерием измерения которых является их себестоимость. Наиболее дешевыми являются деньги, созданные с помощью финансовых технологий, которые умеют создавать лишь финансово развитые страны на базе своих финансово-банковских систем. В результате они имеют возможность оперировать более конкурентоспособными деньгами, тогда как менее развитые, лишь дорогими - заработанными, зачастую являющимися деривативами качественных валют.

Неполноценность их валют препятствует образованию в них национальных капиталов, а значит и экономическому развитию, и какими бы природными богатствами эти страны ни обладали, они неизбежно оказываются в финансово зависимом положении, а используя в международных расчетах чужие валюты, несут огромные убытки.

Происходит это по следующей причине. Если в международной торговле одна из стран рассчитывается за импортируемую продукцию своей валютой, то она выполняет функцию товара. А так как издержки при производстве денег всегда значительно ниже издержек при производстве любых других товаров, государства, рассчитывающиеся своими валютами, оказываются в гораздо более выгодном положении. По сути, обмен реальных товаров на деньги в процессе международной торговли, это не что иное, как монетарный метод эксплуатации, современная,
финансовая форма колониализма.

Но это не единственный метод финансовый эксплуатации. Существуют и другие, гораздо более изощренные формы. В связи с этим вовсе не риторическими оказываются вопросы - а является ли рубль валютой, обеспечивающей России защиту от эксплуатации?

Известно, что основная масса рублей вбрасывается в рынок через покупку ЦБ РФ на открытом рынке валюты, которая в дальнейшем якобы играет роль его обеспечения. При таком методе создания рубля его себестоимость для его основного производителя - государства Россия - складывается из совокупной стоимости:

1) физического производства;

2) стоимости обслуживания операций с ним;

3) себестоимости продукции, за которую была получена валюта, выкупаемая ЦБ РФ.

И это не считая того, что каждый рубль имеет еще и монетарную стоимость в виде ставки кредитования. В результате рубль, который должен быть самым доходным продуктом России, оказывается для нее убыточным, а доход от его выпуска (сеньераж) достается государствам, валюты которых выкупает Центробанк.

В результате мы имеем следующую ситуацию. - Поскольку интенсивный экономический рост возможен лишь в условиях финансового изобилия, России, намеревающейся осуществить экономический скачок, необходимо существенно увеличить объем денежной массы. Но увеличивая ее, она будет безвозмездно отдавать значительную часть созданных ею богатств конкурентам. Разорвать замкнутый круг, который можно лишь отказавшись от валютного обеспечения рубля в пользу обеспечения, созданного на основе национальных богатств. Причем,
создание такой формы обеспечения, не представляет особой сложности, была бы политическая воля.

Отвечая на вопрос о качестве рубля как инструмента развития и обеспечения экономической безопасности России, мы вынуждены констатировать, что он не только не выполняет своих функций, но и является инструментом ее скрытой эксплуатации. В силу его неполноценности, уровень доверия к нему в мире низок, а бесперспективность экономики, использующей такую валюту, приводит к высоким страновым рискам. Вкупе же, все вышеперечисленные факторы
оказываются непреодолимыми препятствиями для создания в стране дешевых денег и образования национального инвестиционного капитала. Но именно Россия нуждается в дешевых деньгах и капиталах гораздо больше, чем любая другая страна мира.

Дело в том, что наблюдаемый в мире рост экономической конкуренции, ведет к ужесточению протекционистских войн, которые каждая страна ведет по-своему. Развивающиеся страны в основном защищаются, создавая таможенные барьеры и сдерживая рост уровня жизни своих граждан, что обессмысливает само развитие. Метод, используемый развитыми странами, - масштабное субсидирование экономики, осуществляемое на разных уровнях и в разных формах, зачастую скрытых, гораздо более эффективен, поскольку позволяет не только защищать свои рынки, но и, демпингуя, захватывать чужие. Но в этом случае для государства, несущего основную нагрузку, имеет значение не только и даже не столько объем дотационных сумм, сколько качество денег, которыми осуществляется субсидирование. Подавляющее преимущество при этом имеют страны, осуществляющие их дешевыми, созданными деньгами. Попытка конкурировать с ними с помощью заработанных денег бесперспективна, поскольку обрекает страну на поражение от экономической перегрузки, примером чего может служить судьба СССР.

Что касается перспективы России в протекционистских войнах, то у нее нет практических шансов на победу. Так как в силу объективных факторов на любую продукцию, произведенную в ней, дополнительным бременем ложатся гораздо большие, чем у конкурентов, транспортные и энергетические расходы, они оказываются неконкурентоспособными не только на мировом, но зачастую и на внутреннем рынке. В результате неконкурентоспособными оказываются целые
отрасли, российская экономика в целом, а значит и Россия как государство. Единственным выходом из сложившейся ситуации является системное субсидирование экономики. Но при нынешнем принципе создания рубля оно оказывается не только бессмысленным, но и самоубийственным, из чего следует, что вопрос качества рубля является для России вопросом жизни и смерти. Это означает, что первоочередной задачей государства должно быть создание
полноценного рубля.

Задача сложная, но выполнимая. Но перед тем как представить свое видение ее решения, хотелось бы сказать несколько слов и о факторе, являющемся на данном историческом этапе обязательным условием обеспечения интенсивного экономического роста государства.

Вопреки бытующему мнению, что финансовое изобилие является результатом экономического роста, на деле все обстоит с точностью до наоборот. Государство лишь создает необходимую правовую базу, денежную массу в необходимом объеме и условия для образования капиталов, а уже рост экономики обеспечивается созидательной энергией капиталов. Чем больше денежная масса, тем интенсивней образуются капиталы, что ужесточает конкуренцию между ними.
Чем она жестче, тем быстрей падает стоимость инвестиционных ресурсов, и, дешевея, капитал вынужден уходить во все более рискованные проекты, коими являются все инновационные. То есть взрывной экономический рост и интенсификация внедрения инноваций происходят только тогда, когда капитал мечется в поисках мест приложения, а не бизнес мается в поисках
финансирования.

Наше поколение имело возможность наблюдать два случая такого рода, оказавших заметное влияние на ход мировой истории.
Первый, - это так называемое японское экономическое чудо 80-х годов, в ходе которого страна не только создала у себя мощнейшую индустриальную базу и скупила огромное число активов за рубежом, но и обеспечила высокий уровень жизни своему народу, создав высокотехнологичную и комфортную среду обитания. А предшествовал этому взрывной рост японских капиталов, создаваемых с помощью инновационных финансовых технологий, в результате чего к концу 80-х
годов Япония оказалась обладателем почти половины мировых финансовых капиталов.

Второй пример - США во второй половине 90-х годов, в течение которых произошло кратное увеличение уровня капитализации экономики и объемов финансовых капиталов. Интенсивный рост капиталов в фазе роста NASDAQа создал условия для возникновения венчурных капиталов, которые и создали основную часть IT-технологий и инфраструктуры, которыми сегодня пользуется
весь мир.

При внимательном рассмотрении нетрудно заметить, что в обоих случаях рост реальной экономики происходил вслед за интенсивным ростом биржевых индексов и уровнем капитализации корпораций, искусственно стимулируемых государством с целью создания дополнительной денежной массы и образования финансовых капиталов.

Это были не стихийные рыночные явления и не кампании по осуществлению прорыва в отдельных направлениях, а тщательно спланированные, стратегически ориентированные действия государств. Зная, что экономика развивается волнообразно, они тщательно готовили не только фазу роста и возможности, обеспечивающие ее максимально эффективное использование, но и условия, позволяющие минимизировать потери в фазах стагнации и рецессии. Государство лишь интенсифицировало процесс капиталообразования и направляло капиталы в нужное русло, предварительно вымостив им путь нужными законами.

В России же, где царствует ведомственная разобщенность, ничего подобного не наблюдается. Создание Международного финансового центра - это отдельная задача с непонятной целью. Модернизация, инновационный прорыв - это нечто иное. Сколково - вообще отдельный, автономный проект. Причем, каждый из них затевается без соответствующих финансовых расчетов.

Но возможно ли в России, экономика которой находится в состоянии перманентного дефицита денег, при нынешней финансовой политике государства осуществить модернизацию? Чтобы правильно ответить на этот вопрос, достаточно подсчитать, сколько денег требуется на ее осуществление и способна ли Россия заработать их в нужном объеме.

На Стратегической сессии "Финансы и российская модернизация", проведенной "Деловой Россией" в конце июня, ее экспертами были представлены цифры, полученные ими в результате сложных расчетов. - Сумма, необходимая России на модернизацию (создание порядка 35 млн рабочих мест и подготовку кадров), составляет порядка 13,5 триллионов $ в течение 10 лет (без учета денег, требуемых на модернизацию армии, ЖКХ, пенсионной системы и др. государственных программ). Но даже если все это время цена нефти на мировом рынке будет находиться в пределах 100$, то при нынешнем объеме экспорта Россия способна заработать не более 12% требуемой суммы. Тупик? Вовсе нет. Проблема вполне решаема при изменении финансово-банковской политики государства.

Как показывает практика, финансовая сфера совершенствуется значительно быстрей других сфер экономики. Возникает все больше новых финансовых институтов, инструментов и методологий, позволяющих создавать все больший объем финансовых ресурсов, являющихся самым рентабельным из всех существующих видов продукций. Это означает, что производство и экспорт денег является самой выгодной сферой экономической деятельности государства, из чего следует, что страны импортирующие капиталы, не имеют шансов на победу в экономической конкуренции. Для этого они как минимум должны быть финансово самодостаточными, что ставит Россию перед необходимостью создания новой, гораздо более эффективной финансово-банковской системы. Это должна быть единая, координируемая из одного центра, система, включающая в себя все финансово-банковские институты, ведомства и структуры, обеспечивающая решение следующих задач:
- создание качественной национальной валюты;
- насыщение рынка и экономики денежной массой в объеме необходимом для полноценного функционирования и развития;
- создание условий интенсивного образования национального капитала номинированного в рублях.

Несколько слов о среднесрочной перспективе
Все сказанное выше, касалось процессов, происходящих в условиях индустриальной экономики. Мир же стремительно меняется и сегодня находится в преддверии возникновения принципиально новой фазы своего развития - рождения Информационной экономики (ИЭ), явления, по своему масштабу и значимости сопоставимого с возникновением индустриальной экономики.

ИЭ - это системное экономическое освоение инфосферы, масштабная коммерциализация и капитализация ее неограниченных, самовоспроизводящихся ресурсов. Причем речь идет не только о новых видах продуктов/услуг, но и создании новых форм активов и капиталов.

Возникновение полноценной ИЭ существенно преобразит характер функционирования мировой экономики, т.к. многое в ней будет принципиально отличаться от индустриальной экономики. Это и рыночное пространство, и физические и функциональные свойства продуктов, а также процессы их производства, транспортировки, хранения и т.д. Норма прибыли в ИЭ будет значительно превышать норму прибыли в индустриальной экономике, что приведет к существенному повышению эффективности мировой экономики в целом, следовательно, ускорению процесса образования капиталов. Все эти факторы, а также характер развития мировой экономики, диктуют России необходимость ускоренного внедрения ИЭ.

Рост объемов денежной массы и капиталов, создаваемых с помощью финансовых технологий, несмотря на периодическую стерилизацию (регулируемые кризисы), стал все больше опережать рост товарной массы и активов, необходимых для их обслуживания и обеспечения. А так как не существует силы, способной обуздать экспансионистские устремления капитала, разрыв этот растет.

Пока еще с трудом, но удается регулировать кризисы, вызванные их растущей диспропорцией, но с каждым днем это дается все трудней. Межкризисные периоды сокращаются, и, похоже, если в ближайшие годы не будет найдено решение, человечество войдет в состояние перманентного кризиса, по сути, хаоса, что несет угрозу уже глобальному капиталу, а значит общественному строю развитых странах. Понимание этого и толкает их к форсированному созданию ИЭ, позволяющей системно создавать в неограниченных объемах новые (преимущественно нематериальные) формы активов, необходимые капиталу для экспансии и выживания.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что ужесточение межгосударственной экономической конкуренции, вынудит государства проводить более ответственную экономическую политику с целью повышения их конкурентоспособности. И успеха в этом добьются страны, способные создавать самые дешевые и востребованные в мире активы и финансовые капиталы. А так как самые дешевые будут образовываться в ИЭ, то будущими мировыми лидерами будут страны, которые первыми создадут инфраструктуру для возникновения полноценной ИЭ, позволяющей системно создавать новые формы активов, и первыми научатся преобразовывать их в финансовые капиталы.