Разделы



Новые шелковые пути Центральной Азии

Судьба огромных месторождений лития, открытых недавно в Афганистане, ничем не будет отличаться от других запасов ископаемых Центральной Азии в районах, не имеющих выхода к морю: осваивать их будет Запад, а контролировать, - Восток.

Сибирский лес, монгольская железная руда, казахстанская нефть, туркменский природный газ и афганская медь уже идут напрямую в Китай через новую транспортную инфраструктуру, ориентированную на восток, и подпитывают эту быстро развивающуюся страну с самым большим в мире населением.

Стартовый рывок Китая в строительстве автомагистралей, железных дорог и трубопроводов через Центральную Азию создает новые возможности для Запада - и для центральноазиатского региона. Вместо того, чтобы соперничать в борьбе с высокими ставками за ценные ресурсы Центральной Азии, вступая таким образом в новый этап Большой игры 19-го века, Запад должен поддержать первоначальные шаги Китая, советуя странам региона, как им расширить экспорт текстильной и сельскохозяйственной продукции и избавиться от ресурсного проклятия, приносящего вред многим развивающимся странам, поставляющим на внешний рынок одно сырье.

Китай проложил дорогу для того, чтобы сделать не имеющие выхода к морю страны Центральной Азии более открытыми, и западные страны должны развить успех, создав новый Шелковый путь на нефтяной подпитке между Востоком и Западом.

Нефтепроводы, идущие от Каспийского моря через Казахстан; открытый недавно газопровод, проложенный из Туркменистана через Узбекистан и Казахстан; запланированные к строительству по всей России автомобильные и железные дороги; а также автомагистраль, которая протянется до пакистанского глубоководного порта Гвадар - все это часть китайских усилий по превращению Центральной Азии из региона буферных государств в транзитный коридор между Востоком и Западом. Пекинские руководители вполне правомерно рассчитывают на Евразию как на богатый источник природных ресурсов, способный поддержать их быстро растущую экономику.

Вместо того, чтобы размышлять о продвижении Китая в Центральную Азию и в Африку, считая это подозрительной формой неоколониализма, западные страны должны задуматься о том, как воспользоваться построенными китайцами автомобильными и железными дорогами для того, чтобы их собственная слабая региональная стратегия стала успешной. Для этого нужно не соперничество, а сотрудничество; и это может произойти благодаря мощным инвестициям в инфраструктуру и строительству новых линий, которые переступают пределы произвольных границ и приносят реальную хозяйственную выгоду.

Самые важные из этих нереализованных пока проектов - газопроводы ТАПИ (Туркменистан - Афганистан - Пакистан - Индия) и ИПИ (Иран - Пакистан - Индия). Что касается первого, то неспособность Запада обеспечить безопасность в Афганистане приводит к задержке в реализации ценной инициативы, которую с готовностью поддерживают инвесторы, и которая пользуется поддержкой Азиатского банка развития. Но нет приоритета важнее, чем создание рабочих мест для афганцев при строительстве этого энергетического коридора, который приведет к снижению цен на топливо в испытывающих нехватку электроэнергии Афганистане и Пакистане. В военную стратегию в Афганистане необходимо включить такую составляющую, как обеспечение безопасности для проектов экономического развития, таких как ТАПИ.

Что касается второго трубопровода, то Иран и Пакистан подписали недавно важное соглашение, которое позволит им двигаться вперед со строительством ИПИ - вопреки возражениям США.

Вашингтон должен понять, что изоляция Ирана, являющегося главным соединительным мостом между Ближним Востоком и Центральной Азией, совершенно бесполезна. Европейцы и китайцы это понимают, и у их приоритетных проектов, таких как европейский трубопровод Nabucco и финансируемое КНР строительство дорог между северной частью Афганистана и Ираном, есть больше шансов на стабилизацию обстановки в регионе с одновременным налаживанием связей с Тегераном.

Освоение ресурсов, на добычу которых у местных властей нет необходимых средств, а также умелое распоряжение ими - это выигрышный путь для всех сторон. У Афганистана сегодня мало опыта в горнодобывающей отрасли, но здесь роль лидера могут взять на себя китайские, австралийские и российские компании. Это происходит в Монголии на протяжении десятилетий, что дает стране богатые экспортные доходы и обеспечивает ее быстрый экономический рост. Но Монголия также воспользовалась знаниями Запада, создав по примеру Норвегии Национальный фонд развития, чтобы через него распределять среди населения прибыль от продажи минеральных ресурсов, а также прибегнув к услугам известного перуанского экономиста Эрнандо де Сото (Hernando de Soto), являющегося экспертом по имущественным правам и развитию малых предприятий. Монголия обеспечила себе место на Шелковом пути.

Ни Китай, ни Россия больше не считают, что обладают исключительными правами на Центральную Азию как на собственный задний двор. Напротив, обе страны опасаются, что Запад в недостаточной мере берет на себя роль лидера в этом регионе, хотя послужной список его деятельности там весьма обширен. Достаточно вспомнить, что благодаря дальновидному руководству компании Chevron и предприимчивости американских послов трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан удалось превратить в реальность, несмотря на постсоветскую разруху на Кавказе.

Западные войска, дислоцированные по всему этому региону, и особенно силы НАТО в Афганистане, должны уделять больше внимания защите горнодобывающих и инфраструктурных проектов, которые готов финансировать Китай. То же самое должны предусматривать различные соглашения о партнерстве со странами Центральной Азии. Это уже происходит на меднорудном месторождении "Айнак". Такая практика должна также распространиться на новые месторождения лития, который нужен Китаю для производства мобильных телефонов и батарей для электромобилей.

Если построенная китайцами инфраструктура опутала значительную часть Центральной Азии, то транзитные страны Персидского залива, такие как Дубаи, могут стать транспортными коридорами для центральноазиатской сельскохозяйственной продукции, текстильных изделий и прочих товаров, экспортируемых в Европу и Америку. Если Запад отменит все пошлины на такие виды экспорта, то это послужит толчком для диверсификации экономики этого региона, для снижения зависимости от добывающих отраслей и для избавления от ресурсного проклятия. Это также приведет к росту занятости в отраслях, не связанных с энергетикой. В результате этот изолированный регион получит две вещи, в которых он нуждается больше всего: стабильность и связь с внешним миром.

Пора положить конец "стратегическим треугольникам" из времен Большой игры - США-Китай-Индия, США-Индия-Афганистан или США-Иран-Китай. Это настоящее зло для региона, который в давние исторические времена был открыт во всех направлениях. Перевал Хибер веками был воротами для захватчиков и контрабандистов, а сегодня он является маршрутом снабжения американских войск в Афганистане. Но вместо сегодняшней ситуации, когда мафия обслуживает на этих дорогах военных, мы должны добиться того, чтобы по ним пошли раскрашенные в яркие цвета гражданские грузовики, подавая музыкальные сигналы.

Это стало, наконец, возможно, благодаря китайским инвестициям и новоявленному богатству Ближнего Востока. Шелковый путь всегда был дорогой с двусторонним движением, обеспечивая взаимовыгодный обмен. Линия Дюрана за свою более чем вековую историю не принесла никаких выгод и преимуществ. А Шелковый путь с его нефтяной подпиткой может сделать это уже завтра.

Параг Ханна - старший научный сотрудник фонда New America, автор книги "The Second World; Empires and Influence in the new Global Order" (Второй мир: империи и влияние в рамках нового миропорядка).