Разделы



Российской авиации удалось избежать коллапса

По итогам 2009 года авиаперевозки в России сократятся на 10-11%, прогнозирует Росавиация. Согласно оценке ведомства, авиакомпании смогут за истекший год перевезти 44-45 миллионов пассажиров.

Итоги года в отрасли и прогнозы на 2010 год у обозревателя радио "Вести ФМ" Кирилла Гришина.

Авиаторы завершат год вдвое лучше прогнозов, ведь ранее эксперты ожидали, что рынок авиаперевозок ждет падение на 20%. Помогло резко подешевевшее авиатопливо. Кризис принес хорошую новость: керосин за восемь месяцев к февралю 2009 стал вдвое дешевле - чуть ниже 16 тысяч за тонну. К июню цена снизилась еще на две тысячи. Ведущие игроки уже в I квартале почти вдвое сократили затраты на топливо к докризисному третьему кварталу 2008 года. А когда ослаб топливный пресс, авиакомпании, чтобы привлечь клиентов, начали демпинговать. За год билеты подешевели на 30- 40 %, однако большой выгоды это не принесло - активность пассажиров невысока, а убытки продолжают расти. Выжили те, кто смог субсидировать убыточные перевозки: "ЮТэйру" помог высокорентабельный вертолетный бизнес, "Трансаэро" - ряд эксклюзивных чартерных направлений, "Аэрофлоту" - транссибирские платежи от иностранцев.

И хотя результаты года отрицательные, катастрофы удалось избежать, в том числе благодаря поддержке со стороны банков, констатирует Борис Рыбак, гендиректор консалтинговой компании "Инфомост".

"Я думал, что падение составит что-то около 20%, тем не менее в пределах 12% - это колоссальное падение, больше, чем в среднем по миру. Но хорошая новость заключается в том, что спасение банковской системы позволило избежать коллапса воздушного транспорта. И хотя прямых субсидий в воздушный транспорт было относительно немного, если они вообще были, то вот то, что банки не стали силовыми способами взимать долги у авиакомпаний, позволило большинству авиакомпаний сохраниться", - комментирует Рыбак.В 2009 году авиаперевозчики получили более 70 новых магистральных лайнеров. Теперь, как говорят эксперты, на рынке простаивает около трети авиапарка. Впрочем, постепенно ситуация должна выправиться - аналитики рынка прогнозируют, что в 2010 году пассажиропоток вырастет на 12-15%. В тоже время не удастся избежать подорожания билетов из-за 30-ти процентного роста цен на авиакеросин.