Разделы



"Черные дыры" железной дороги

1 января на пригородных направлениях появились железнодорожные станции, на которых не действуют привычные законы арифметики: проезд до этих мест из Петербурга стоит на порядок дешевле, нежели обратно.

Причем стоимость билетов до города неприятно удивила пассажиров - обещанное РЖД повышение тарифов никак не предвещало таких цен. Как выяснила "Фонтанка", дело не в искривлении пространства или "черных дырах": просто городское правительство уже приняло новые тарифы на проезд, а областное - еще нет, объясняют железнодорожники, окончательно запутав ситуацию.

Обычно, покупая билет на пригородную электричку в одну сторону, никто не спрашивает: "А сколько будет стоить обратный проезд?" Любому понятно, что если в одном направлении стоит, например, 50 рублей, то столько же придется заплатить и за дорогу обратно. И это понятно: назад поезд идет по одному и тому же пути, преодолевает такое же число километров.

Но, как оказалось, так бывает не всегда. В информационно-справочном центре ОАО "РЖД" корреспонденту "Фонтанки" подтвердили информацию наших читателей: с 1 января билет от Финляндского вокзала до станции "Бернгардовка" во Всеволожском районе Ленинградской области стоит 36 рублей 50 копеек, а от неё же до Петербурга - почти 59 рублей. Проезд от Витебского вокзала до Антропшино Гатчинского района обойдется в 52 рубля, а обратно - в 71 рубль 60 копеек. Наконец, билет "туда" от Московского вокзала до поселка Поповка в Тосненском районе стоит 55 рублей, а "обратно" - 70, причем билет до предыдущей станции "Колпино" стоит 40 рублей - как "туда", так и "обратно".

Как объяснили "Фонтанке" в пресс-службе ОАО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" (СЗППК), разница в стоимости билетов связана с тем, что в Санкт-Петербурге и Ленинградской области сейчас действуют разные тарифы на проезд в пригородных электричках. Городское правительство в конце года установило: с 1 января стоимость проезда за первые двадцать километров возрастет с 30 рублей до 32 (так называемый "посадочный тариф"), а каждый последующий километр обойдется в 1 рубль 60 копеек (до этого - 1 рубль 50 копеек). Между тем, областное правительство новые тарифы утвердить не успело.

По данным пресс-службы СЗППК, разница в тарифах влияет в первую очередь на стоимость проезда от так называемых "пограничных" станций, расположенных в том районе, где проходит граница между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью. В результате, покупая билет до такой станции, пассажир платит 32 рубля "за посадку" (новый тариф), однако стоимость одного километра определяется по старому тарифу (1 рубль 50 копеек). Когда же он берет билет обратно, то "за посадку" отдает 30 рублей, а затем, въезжая в черту города, за каждый километр платит 1 рубль 60 копеек (новый тариф).

Если человек производит посадку в поезд неподалеку от станции "перелома", то он платит 32 или 30 рублей (в зависимости от региона), а потом, как только пересекает "границу", то еще платит за каждый километр опять же в зависимости от субъекта", - уточняют в пресс-службе СЗППК. Таким образом, когда человек едет с Финляндского вокзала до той же Бернгардовки, то он платит 32 рубля за посадку, а потом, переехав черту города, по полтора рубля за километр. А так как Бернгардовка расположена недалеко от этой границы, то получается общая сумма в 36 рублей. Но когда он едет обратно, он сначала платит 30 рублей за посадку, а потом, переехав все ту же черту города, начинает платить за каждый городской километр по 1 рублю 60 копеек - ведь, как поясняют в СЗППК, цена посадки не переносится на другой регион. Вот и получается, что за счет городских километров сумма обратного билета вырастает.

Например, как рассказали "Фонтанке" в справочной ОАО "РЖД", билет до станции "Всеволожская" (следующая после Бернгардовки) вполне логично стоит чуть дороже - 41 рубль, однако обратный обойдется все в те же 59 рублей. То же самое касается и московского направления. Сразу за Поповкой, о которой мы уже говорили, находится Саблино. Доехать до него можно за 64 рубля (до Поповки - за 55), а обратно - за 70 рублей, то есть за ту же сумму, что и от предыдущей станции.

Более того: сейчас действуют разные цены на проезд туда и обратно не только до "пограничных" станций, но и до отдаленных. Например, до Лосево от Финляндского вокзала можно доехать за 155 рублей, а обратно - за 150. В то же время путешествие из Петербурга до Любани стоит столько же, сколько и обратно: 127 рублей.

В СЗППК поясняют, что обычно городское и областное правительство принимают новые тарифы синхронно, однако в этот раз этого не произошло. В результате, в лучшем случае, вся эта неразбериха прекратится только в середине или даже конце января: сейчас областное правительство отдыхает вместе со всей страной, и сможет принять новые тарифы только после окончания праздников.

По мнению сопредседателя Союза потребителей Анатолия Голова, логика всех этих расчетов совершенно непонятна.

"Проезд в одну сторону никак не может отличаться от проезда обратно. Я думаю, что граждане, пострадавшие от всей этой ситуации, могут пожаловаться в Федеральную антимонопольную службу на действия монополиста - РЖД. Возможно, мы, в свою очередь, также подадим в суд иск в защиту неопределенного круга лиц", - отмечает он. По его словам, если антимонопольщики признают действия железнодорожников незаконными, то у жителей Петербурга и Ленинградской области будет возможность вернуть средства, потраченные на билеты в период всей этой неразберихи. Если же этого не произойдет, то наши деньги так и канут во все эти железнодорожные "черные дыры", в которых действуют свои, особые законы арифметики.