Разделы



Рост продаж не спасет АвтоВАЗ от краха

Многострадальный АвтоВАЗ подвел итоги продаж за первое полугодие текущего года. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года они выросли на 22,7%.

И, как нетрудно догадаться, главным драйвером этого роста стала государственная программа утилизации старых автомобилей, ради АвтоВАЗа, по существу, и затеянная. Из 220,8 тыс. машин, реализованных за первые шесть месяцев 2010 г., на ее долю пришлась почти треть - 69,1 тысяча. Только в июне тольяттинский автозавод продал внутри страны 51,2 тыс. автомобилей "Лада" (на 77,4% выше, чем в июне 2009 г. и на 12,4% больше, чем в мае). Причем в обмен на автохлам ушла без малого половина - 22,8 тыс. машин.

Еще в начале года такие масштабы реализации продукции АвтоВАЗу и не снились. В январе завод реализовал всего 17 тыс. автомобилей, в феврале - 20 тысяч. Но, как только стартовала программа "деньги в обмен на автохлам", продажи галопом поскакали вверх. Уже в марте они поднялись на 69% по сравнению с предыдущим месяцем, в апреле - еще на 53%. Президенту компании Игорю Комарову даже пришлось признать, что предприятие оказалось не готово к подобному ажиотажу, и просто не справляется с возросшим спросом. Сегодня срок ожидания новой машины взамен сданных "пенсионеров" достигает нескольких месяцев.

Так, например, очередь на "пятерку" расписана до ноября, а самую востребованную, седьмую, модель можно ждать и того дольше. Лидером продаж по итогам первого полугодия среди моделей АвтоВАЗа стала "Лада Приора". Второе место заняла "классика". Третье досталось семейству "Самара", а четвертое - "Калине". На пятой строчке "Лада 4х4", хотя в процентном соотношении ее продажи выросли наиболее ощутимо - на 75,1%.

На волне эйфории от этих показателей руководство компании подняло план продаж автомобилей в 2010 г. до 541 тыс. машин с прежних 450 тысяч. И если ранее топ-менеджмент предприятия надеялся завершить год хотя бы без убытков, то сейчас все увереннее заявляет о возможности выти на операционную прибыль. Поддерживают это мнение и аналитики рынка, подчеркивая, однако, что рост операционных показателей объясняется исключительно утилизационной программой, без которой они бы по-прежнему снижались.

Безусловно, добавило оптимизма и решение правительства продлить программу утилизации. О выделении дополнительных 10 млрд руб. на эти цели премьер-министр Владимир Путин сообщил в начале июня. Документы по второму этапу программы уже согласованы с Министерством финансов и Министерством экономического развития, и в ближайшее время должны быть внесены на утверждение в правительство. На этой неделе Министерство промышленности и торговли РФ объявило о завершении первого этапа программы и начале приема заявок на новые 200 тыс. сертификатов. На этот раз обменные мероприятия не имеют конкретного срока действия и будут завершены с реализацией всех машин.

По подсчетам Минпромторга, 70% сертификатов в рамках второго этапа будут выданы в этом году, остальные - в следующем. Однако, если учесть, что первые 200 тыс. сертификатов разлетелись всего за четыре месяца, а спрос на них продолжает расти, вполне возможно, что и новый выпуск исчерпается гораздо раньше предполагаемого министерством срока. Впрочем, с учетом паузы между выдачей сертификата и обналичиванием, положительный эффект от действия программы АвтоВАЗ будет ощущать и в начале 2011 года.

Вместе с тем рассчитывать на новую пролонгацию не приходится. Еще месяц назад Владимир Путин поручил правительству подготовить предложения по выходу из программы в 2011 году. Правда, он особо подчеркнул, что данный процесс должен быть плавным. Однако для АвтоВАЗа это может означать всего лишь отсрочку неминуемого краха. Активно демонстрируемый в последнее время крен государственной политики в сторону инновационных проектов делает дальнейшие перспективы тольяттинского автогиганта достаточно туманными. Буквально вчера министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина заявила о намерении властей "плавно уйти" вообще от поддержки автопрома. А способность АвтоВАЗа выжить без государственных финансовых подпорок вызывает весьма большие сомнения.