Авиапроизводители хотят экспортировать беспилотники

Под впечатлением успехов, показанных беспилотниками в боях в Ираке и Афганистане, страны всего мира просто выстраиваются в очередь, чтобы купить самолет, способный серьезно помочь их разведкам.

При этом многие опасаются, что экспорт может привести к попаданию секретных технологий не в те руки.

По мнению ряда экспертов, экспорт беспилотников может также вызвать дополнительные трения с такими странами, как Китай, Иран и Россия - которые, став объектом пристального наблюдения, могут счесть полеты беспилотников угрозой и агрессией.

Впрочем, производящую Global Hawk компанию Northrop Grumman все это ничуть не тревожит. Она только что произвела в Токио демонстрацию модели беспилотника в натуральную величину и заявляет, что, помимо Японии, подумывают пополнить новыми самолетами свои ВВС также Южная Корея, Австралия, Сингапур, Британия, Испания, Новая Зеландия и Канада.

Германия уже заключила контракт на поставку ей в этом году версию Global Hawk под названием EuroHawk.

"В итоге скоро мы увидим намного больше таких самолетов, - полагает Кертис Орчард (Curtis Orchard), вице-президент Northrop Grumman Corp. Aerospace Systems, курирующий японское направление. - Пока они воспринимаются как "штучный товар", но вскоре получат широкое распространение".

Вооруженный Predator и безоружный Global Hawk считаются самыми удачными из нового поколения беспилотных летательных аппаратов и играют важную роль в операциях ВВС в Афганистане и Ираке.

Беспилотники также все чаще используются для гражданских нужд - во время природных катастроф или при научных исследованиях. После землетрясения на Гаити спасательные службы получили с их помощью тысячи фотографий.

Однако лучше всего Global Hawk показал себя в военных операциях.

С того момента, как они 11 лет назад были введены в строй, беспилотники Global Hawk налетали 40 000 часов, причем 75 процентов этого времени - в боевой обстановке. Они могут лететь на высоте 60 000 футов (18 300 метров) в течение 32 часов подряд, и это означает, что, в отличие от пилотируемых самолетов, они способны выполнять широкий спектр задач в области разведки, наблюдения и рекогносцировки, оставаясь вне пределов досягаемости ПВО большинства стран.

"ВВС не хватает беспилотников", - утверждает сотрудница Northrop Grumman Aerospace Systems из Сан-Диего (штат Калифорния) Джема Лучкартт (Gemma Loochkartt), представляющая проект Global Hawk.

По ее словам, сейчас готов или изготовляется 21 Global Hawk, а вскоре их число значительно возрастет.

Высокий потенциал и относительно низкая цена- 5 миллионов долларов за Predator и 30 миллионов долларов за Global Hawk, в то время как все еще находящийся в разработке пилотируемый Joint Strike Fighter будет стоить 85 миллионов- делают беспилотники весьма привлекательными для союзников США.

Например, японские военные уже заявили, что намерены включить использование беспилотников в качестве средства наблюдения за соседней Северной Кореей, находящейся в пределах зоны досягаемости Global Hawk, которая составляет 10 000 морских миль (16 000 километров), в свою следующую пятилетнюю военную программу.

Как считается, Южная Корея думает приобрести Global Hawk для тех же целей.

Правда в связи с планами Northrop Grumman возникает одна проблема -Global Hawk самый современный разведывательный беспилотник американских ВВС, и далеко не все в Америке готовы делиться преимуществами, которыми пользуются сейчас США. Кроме того, есть еще и политические вопросы- Северной Корее, Китаю, России и другим странам вряд ли понравятся полеты разведывательных самолетов у их побережья.

"Я думаю, что, если экспорт беспилотников будет разрешен, появится повод опасаться роста напряженности - не только в Азии, но и в любом месте, куда бы их ни продали, - считает Такэхико Ямамото (Takehiko Yamamoto), профессор международных отношений, из токийского Университета Васэда. - Китай, Россия и некоторые другие страны могут счесть это агрессивным шагом. На мой взгляд, для Японии это плохая идея".

Связанные с БПЛА технологии находятся под особым контролем. Такая же ситуация возникла с истребителями-стелс, такими как F-22, экспорт которых Конгресс запретил, хотя они также вызвали интерес у Японии и у ряда других потенциальных покупателей.

Торговлю беспилотниками ограничивает Режим контроля за ракетными технологиями - объединяющий 34 страны пакт, который сдерживает распространение ракетных технологий и оружия массового уничтожения.

В марте министр обороны Роберт Гейтс (Robert Gates) заявил сенатскому комитету по бюджетным ассигнованиям, что он разделяет опасения по поводу того, что технологии БПЛА могут попасть в дурные руки, в частности в руки террористических группировок. Однако он также отметил, что потенциальные противники- в особенности Иран- развивают свои собственные флоты беспилотников, поэтому поделиться технологией с союзниками - в интересах Вашингтона.

Орчард признает, что международные ограничения остаются серьезным препятствием для создания международного рынка беспилотников.

"Это - важная проблема, - говорит он. - Впрочем, на Global Hawk нет оружия, что несколько облегчает дело".

Аналитик токийской компании Nexil Research Ланс Гатлинг (Lance Gatling) считает, что поставки беспилотников ближайшим союзникам США практически неизбежны.

"Кто-то всегда будет жаловаться, когда кто-нибудь другой покупает такую технику, как Global Hawk, - убежден он. - Разумеется, это стратегические технологии, которые заметно скажутся на способности любой из стран наблюдать за соседями".

Однако замечает аналитик, "США хотят, чтобы у них были такие возможности".