Разделы

На правах рекламы:

https://bestauto.ge перетяжка руля автомобиля в тбилисах.

шиномонтаж рядом с домом Каждый водитель, проезжая на своем авто мимо фуры со спущенным колесом, сочувствует водителю этой машины. Ведь поменять, а тем более провести шиномонтаж такого колеса, крайне тяжелая операция и, порой, не под силу одному человеку. В этом деле водителям большегрузных автомобилей может помочь наш специализированный шиномонтаж.


Россия движется в противоположную сторону от Запада

Все говорят о кризисе и еще больше о нем пишут, хотя, по моим наблюдениям, мало кто еще у нас в стране сталкивался с ним воочию.

Я не хочу сказать, что "слухи о кризисе сильно преувеличены", - надо думать, что рано или поздно и у нас он затронет многих или даже очень многих. Я о другом: судя по всему, те, кого кризис уже затронул, действуют, ибо им не до слов, а рассуждают о кризисе в основном те, до кого он еще не дошел.

Отсюда первый вывод: говорящие о кризисе из числа тех, кого он затронул, не могут быть искренними, так как сейчас они борются за свое выживание, в том числе и за счет других. А это не та ситуация, которая предполагает искренность, скорее - наоборот. Причем это относится как к предпринимателям, теряющим свои капиталы, как к наемным работникам, остающимся без рабочих мест, так и к политикам, которые и в периоды стабильности весьма расчетливо дозируют в своих словах правду и ложь. А в предкризисный период им нужно и возможную панику погасить, и в самих себя уверенность вдохнуть, и конкурентам показать, что без нас им из кризиса не выбраться, а за наш счет - не позволим. И в одном случае для этого нужно говорить правду, в другом - лукавить, в третьем - блефовать.

Сказав это, я не буду углубляться в весьма интересную тему "мораль и политика" или "мораль и конкуренция". Просто хочу отметить: то, что говорится о кризисе во время кризиса, не есть образец объективности и искренности. А вот общественные настроения, проявляющиеся в момент, когда кризис объявлен, но еще не наступил, если доминирующие в них тенденции зафиксировать и проанализировать, на многое могут пролить свет. Я бы выделил несколько таких тенденций.

Первая - удивление: как это кризис? Почему? Вторая - возмущение: этого не должно быть, а раз случилось - все это козни каких-то злых людей или ошибки людей неумных. Третья - глубоко личное переживание: это же несправедливо, я только-только наладил свою жизнь, свой бизнес, доходы мои начали расти... Не может же все это взять - и кончиться. Четвертая - надежда через самообман: меня это не должно коснуться, так как иное было бы несправедливым. Пятая - эгоцентричный алармизм: если рухнет мое благополучие, то рухнет вся страна. Шестая - иррациональный оптимизм: после кризиса все будет так же, может, чуть хуже, но я скоро наверстаю потерянное.

Причина таких настроений в нормальном житейском консерватизме и чуть менее естественном эгоизме. К хорошему человек привыкает быстро, а угроза расставания с этим хорошим, да еще для себя лично, воспринимается чуть не как крах всего мира.

Между тем о цикличности развития капиталистической, то есть рыночной, экономики теоретически известно всем и давно. Да и практически один раз нижнюю точку одного из таких циклов мы уже пережили - в 1998 году. И, кстати, миновали ее довольно быстро. В целом для страны - а это главное, без особых потерь. Другое дело, что индивидуальных трагедий и крахов было много, но ведь, как и полагается, отряд не заметил потери бойца... Говорят даже, что через кризисы экономика оздоравливается, а разоряются в первую очередь плохо работающие и мало эффективные предприятия.

Это самое простое, что можно сказать о метафизике кризиса. Есть вещи гораздо более сложные для восприятия что индивидуальным, что массовым сознанием.

Начиная с эпохи Просвещения, то есть никак не менее четырех веков, мы в нашей европейской цивилизации привыкли жить в логике прогресса, то есть такого представления о жизни, согласно которому сегодня должно быть обязательно лучше, чем вчера; завтра - лучше, чем сегодня; а послезавтра вообще наступит рай на Земле.

"Кризисы суть предупредительные сигналы истории человечеству"

Между тем в представлении наших более мудрых (в этом смысле) предков золотой век (то есть этот самый рай на Земле) никогда не находился в будущем, но всегда в прошлом. И, соответственно, индивидуальная и коллективная жизнь по определению предназначены не для как можно более стремительного впрыгивания в золотой век, а для преодоления трудностей и проблем, которые постоянно перед обществом возникают. Причем без малейших шансов однажды преодолеть их все и навсегда.

Концепция прогресса, следование которой способствовало чрезвычайному технологическому расцвету европейской цивилизации и лидерству этой цивилизации в глобальном масштабе, судя по всему, исчерпала себя. Это связано с двумя факторами. Первый: на Земле уже не осталось неизведанных и никому не принадлежащих земель, то есть территориальной (а, следовательно, и цивилизационно-политической) экспансии даже самых активных и преуспевающих стран положен конец. Второе: научный и технологический прогресс по многим своим направлениям подвел нас к такой черте, за которой лежит уже не умножение богатств и благополучия жизни, а радикальное и, скорее всего, более чем непредсказуемое изменение жизни вообще. А что есть самое радикальное и непредсказуемое изменение жизни? Разумеется, смерть. Причем всего человечества.

Сказки о том, что люди будут летать как птицы, или научные гипотезы, согласно которым с помощью клонирования можно будет вывести абсолютно здоровых и альтруистически настроенных индивидуумов, уже не вдохновляют, а пугают. Равно как и теории об обществах всеобщего благоденствия и равных возможностей. А менее склонных к рассудочной деятельности людей эти сказки и теории демобилизуют, расслабляют, в лучшем случае - настраивая лишь на гедонистический лад, в худшем - заставляют стремиться к ложным целям и идти за негодными лидерами. К числу которых относятся и многие из сегодняшних политиков, мыслящих лишь в масштабах избирательных циклов и предлагающих построить тот же рай на Земле, но лишь в несколько урезанном виде. Постоянно звучащий сейчас тезис о "построении капитализма XXI века", на мой взгляд, как раз из этой серии.

В кризисы, что экономические, что политические (одной из разновидностей последних являются войны), тяжело жить. И из кризисов нужно как можно быстрее выбираться. Но не для того, чтобы, выбравшись, продолжать делать те же самые глупости, но чуть более утонченно, а для того, чтобы, например, отказаться от некоторых догм, следование которым неизбежно приведет к новому кризису. Концепция прогресса - одна из таких догм.

Кризисы суть предупредительные сигналы истории человечеству: стоп, не надо идти дальше по этому пути! Это смертельно опасно! Но до сих пор человечество пренебрегало этими сигналами. Лишь приостанавливалось на несколько лет, но затем продолжало бодро двигаться той же дорогой.

Наша страна в XX веке прошла через гигантский политический кризис "построения коммунизма", то есть рая на Земле. И в этом смысле нам уже никакие кризисы не страшны -слишком они для нас локальны. В ином варианте, но тот же рай на Земле в последние десятилетия пытались построить Евросоюз и США (американцы, правда, только для себя). Судя по всему, и их эксперимент подходит к концу.

Россия, безусловно, выйдет из нынешнего кризиса - и с гораздо меньшими потерями, чем многие другие страны. Но двигаться дальше вслед за лидером, я имею в виду Запад, идущим не известно куда, опасно. Надо менять и цель, и концепцию движения. Тем более что все возможности для этого у России есть. Но это тема отдельной статьи.