Альянс Renault-Nissan-GM встряхнет мировой автопром
Трехсторонний франко-японо-американский альянс Renault-Nissan-GM может встряхнуть мировую автомобильную промышленность благодаря инвестициям Renault и Nissan в General Motors, сообщает The Wall Street Journal."Сейчас речь идет о масштабах деятельности, совместных инвестициях и технологиях", - заявил глава Renault и Nissan Карлос Гон на автосалоне в Женеве, который состоялся на прошлой неделе.
Данное заявление частично объясняет, почему франко-японский автомобильный альянс заигрывает с немецким производителем люксовых автомобилей Daimler в сегменте производства компактных автомобилей. Но такой альянс нельзя назвать трансформацией. В такие игры вовлечены несколько европейских автопроизводителей с 2007 г., понимая, что на рынке практически не осталось надежных партнеров.
В долгосрочной перспективе сотрудничество с американским General Motors может принести больше плодов, чем укрепление связей в Европе, где рынок и так перенасыщен. Приобретя долю в возрожденной GM, альянс Renault и Nissan получит доступ к зонам присутствия американского автогиганта. Глава GM Боб Лутц отмечает, что компания может выйти на IPO уже в 2011 г.
Сотрудничество и объединение технологий с корпорацией Daimler само по себе не плохо, но на этом все и закончится. В 2009 г. в 61% автомобилей Mercedes-Benz были проданы в странах Западной Европы, причем примерно половина из них пришлась на Германию. Продажи в США составили около 20%, что эквивалентно 1,1 млн автомобилей, в Китае - 6,7%, или 67 500 автомобилей.
Что же касается GM, то по данным J.D. Power & Associates примерно 37% его продаж в 2009 г. пришлось на страны Азии, Южной Америки и Восточной Европы. Прибавьте сюда планы американского автоконцерна по расширению своего присутствия в Индии и Бразилии, куда Renault вкладывает средства, чтобы довести свою долю рынка до 10%, и привлекательность детройтского гиганта становится очевидной.
Кроме того, в отличие от 2006 г., когда ходили разговоры, что Гон может занять высокий пост в GM, сейчас в бюджете автопроизводиителя нет дыр. В связи с тем, что правительство США поддержало концерн в трудную минуту, Renault сможет приобрести только миноритарный пакет. Однако представим, что Renault и Nissan приобретут 10% компании.
Имеются расхождения во мнениях относительно стоимости акций GM. Бывший американский автомобильный король Стивен Раттнер как-то сказал, что доля Министерства финансов США в компании оценивается в $54 млрд., что эквивалентно рыночной капитализации в $90 млрд. Кредитный аналитик JP Morgan Эрик Селл оценил компанию в $63 млрд. Предположим, что GM 2.0 может стоить в среднем $75 млрд. Это значит, что альянсу Renault и Nissan придется вложить $7,5 млрд.
Гон сообщил, что не спешит продавать 20-проц долю Renault в производителе грузовиков AB Volvo. Тем не менее, эта сделка могла бы принести 2,8-3 млрд евро. На конец 2009 г. капитал Nissan составлял 619 млрд иен в деньгах и других активах. Nissan может спокойно потратить 119 млрд иен на покупку доли в GM. Таким образом, альянс располагает примерно $5 млрд. Остается найти еще $2,5 млрд,, если по самым худшим прогнозам 10-проц доля компании будет стоить $7,5 млрд.
Кроме того, соотношение совокупного долга к совокупному капиталу компании Nissan составляет 57%. Это самый высокий показатель среди трех крупнейших автопроизводителей Японии, но довольно низкий по европейским стандартам. Если взять кредит на сумму $2,5 млрд., данное соотношение увеличится до 59%, в любом случае не дотягивая до среднего показателя крупнейших европейских автокомпаний, который равен 62%. При том, что консенсус-прогноз FactSet по прибыли EBITDA компании на текущий финансовый год, завершающийся в марте 2011 г., составляет около 844 млрд. иен, соотношение чистой задолженности к EBITDA вырастет до 4,3. Это терпимо, если учесть, что синергетический эффект от создания альянса Renault, Nissan и GM был бы очень значительным.
В 2009 г. синергия альянса Renault и Nissan составила $1,5 млрд. Получив производственную базу GM, интегрировав платформы и вложив средства в исследования и разработку, франко-японский альянс смог бы значительно увеличить размер экономии и получил бы дополнительные преимущества в отношениях с поставщиками.
На все нужно время. И у 56-летнего Гона, который будет руководить альянсом Renault-Nissan еще долгие годы, оно есть. Так что возможно, что сделка между тремя компаниями состоится в ближайшем будущем.