Шувалов готовит "революцию" в ЖКХ
Первый вице-премьер Игорь Шувалов намерен перевернуть систему ЖКХ: продать все госпредприятия, лишить их госсубсидий и создать долгосрочную систему регулирования сектора.Об этом пишет газета, "Ведомости", которой удалось ознакомиться с тезисами стратегии Шувалова по улучшению инвестклимата в сфере ЖКХ.
Это неофициальная долгосрочная стратегия, принятая экспертами на нескольких совещаниях у Шувалова, объяснил представитель его секретариата. Разрабатывать уже конкретные законопроекты предстоит группе под руководством министра экономического развития Эльвиры Набиуллиной.
Всего в программе восемь тезисов. Нужны новые источники финансирования ЖКХ, констатирует Шувалов. Программы модернизации и развития региональной и муниципальной инфраструктуры не выполняются из-за отсутствия денег, отмечает сотрудник аппарата правительства. Более 90% предприятий ЖКХ - МУПы и ГУПы, имущество у них на праве хозяйственного ведения, говорится в стратегии, эта форма хороша для получения дотаций, а не для привлечения инвестиций, предприятия надо акционировать.
Государство не может и не будет финансировать то, что может развиваться за счет повышения качества управления и на рыночной основе, говорится в документе: "Бюджет для граждан, а не для руководителей МУПов и ГУПов". Бюджетные деньги должны направляться не предприятиям, а напрямую социально незащищенным группам населения.
Удельные эксплуатационные и инвестиционные затраты российских предприятий ЖКХ в 3-4 раза выше, чем в Европе, "из-за тотальной расточительности и воровства, отсутствия ясных целей капиталовложения и расчетных эффектов для потребителей", пишут авторы стратегии. Каждый год тарифы растут на 15-20%, а качество услуг падает. Цель - достичь за 10 лет европейского качества инфраструктурных услуг (качество воды, температура в домах, переработка отходов и т. д.).
Банки и пенсионные фонды - естественные инвесторы и кредиторы инфраструктурных проектов, но система не готова к инвестициям, сказано в стратегии. При этом частные вложения не ведут к увеличению тарифов за счет повышения технологической и управленческой эффективности. В качестве примера приведен опыт Англии, где эффективный тариф в магистральных сетях снизился (в реальных ценах) за 10 лет на 30%.