Новый Шелковый путь обойдется без Европы
Азербайджан, Грузия и Турция продолжают выстраивать свою транспортную цепочку, которая отнимает у России часть энергетического и грузового транзита между Европой и Азией.Теперь нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан и газопровод Баку - Тбилиси - Эрзурум решено дополнить железнодорожным коридором Баку - Тбилиси - Карс (БТК). На прошлой неделе с участием президентов трех стран состоялась торжественная закладка турецкой части маршрута.
Речь идет о модернизации имеющихся и строительстве недостающих отрезков железнодорожного полотна, которое связало бы Каспийское море с Черным. Будет построена ветка Карс (Турция) - Ахалкалаки (Грузия) протяженностью 105 км (76 км - на турецкой территории, 29 км - на грузинской). Кроме того, в Грузии нужно реконструировать 183-километровый участок Ахалкалаки - Марабда - Тбилиси. Далее до Баку дорога в порядке. Открытие железнодорожного сообщения по БТК планируется на 2011 год. А уже в 2013 г. Турция намерена завершить реализацию своего мегапроекта "Мармарай" - туннеля под проливом Босфор, который позволит довести БТК до Евросоюза.
Согласно расчетам, по новому железнодорожному коридору на первых порах будет перевозиться один миллион пассажиров и 6,5 млн тонн грузов в год. Затем, когда проект "раскрутится" и будет дополнен босфорским тоннелем и новыми терминалами по обе стороны Каспия, грузооборот возрастет втрое. Ведь как-никак, это будет самый короткий путь между Европой и Азией. Кроме того, инициаторы проекта обещают создать на маршруте самые выгодные условия для транзита между Востоком и Западом. Правда, тарифы обещают определить только перед вводом дороги в действие. Тем не менее следует отметить, что в отличие от проектов нефте- и газопровода из Азербайджана в Турцию, проект железнодорожного коридора не нашел поддержки у западных инвесторов, в связи с чем его финансируют сами страны-участницы. Грузия, ввиду недостатка собственных средств, получила от Баку 200-миллионный кредит на реконструкцию своей части дороги.
При всей кажущейся позитивности, проект БТК провоцирует и обостряет сразу несколько конфликтов. Во-первых, создает конкуренцию российско-иранскому транспортному коридору "Север - Юг", с которым пересекается на Каспии. Эти коридоры выходят в ЕС с разных сторон (наш - на северо-востоке, их - на юго-востоке), однако часть трансконтинентального транзита БТК все же перехватит у российского маршрута. Не исключено также, что если коридор дойдет до Китая, то будет конкурировать с Транссибом.
Другой конфликт состоит в том, что транзитная политика Азербайджана, Грузии и, особенно, Турции выходит из-под контроля ЕС. Некогда именно Евросоюз положил начало транспортному сотрудничеству на Кавказе, инициировав и финансируя проект ТРАСЕКА (Европа - Кавказ - Азия). Он хотел получить подконтрольные транзитные маршруты в обход России. Однако теперь Баку, Тбилиси и Анкара ведут свою игру: они считают, что возрождают древний Шелковый путь, при этом обходятся без европейского финансового участия и надеются таким образом обрести влияние и в Европе, и в Азии.
"Уверен, что железная дорога Баку - Тбилиси - Карс будет пущена в эксплуатацию в установленный день, и таким образом сотрудничество в регионе укрепится", а "национальные интересы Азербайджана, Турции и Грузии будут защищены в еще большей степени", - заявил на церемонии в Карсе президент Азербайджана Ильхам Алиев. И присовокупил более амбициозные планы: "Мы превратимся для Европы и Азии в незаменимый транспортный пункт", получив "очень большие экономические, и политические дивиденды. Мы это уже чувствуем". Именно сотрудничество Азербайджана, Грузии и Турции, по его мнению, "определяет процессы в регионе", растет число стран, "желающих присоединиться к нашим проектам". Алиеву вторили и турецкие лидеры.
Евросоюз давно недоволен транзитными амбициями Турции, не желающей довольствоваться ролью послушного "передаточного звена", через которое в Европу поступают энергоносители и идет товарообмен с Востоком. Анкара претендует на роль активного участника транзита, обладающего правом решать, сколько и куда "транзитировать". Таким образом, она пытается стать незаменимой для Евросоюза, возможно, даже получить над ним какую-то власть. Вот тогда уж надменные европейцы не будут затягивать на десятилетия переговоры о вступлении Турции в ЕС! Теперь у Анкары появились союзники - Тбилиси и Баку, которые, очевидно, лелеют надежду "проскочить" в Европу на хвосте турецкого экспресса.
И еще следует сказать о причинах того, почему трем странам пришлось финансировать БТК самостоятельно. Международные финансовые институты не проявили к нему интереса, поскольку проект возник больше по политическим, нежели по экономическим соображениям. Дело в том, что необходимости строить железную дорогу от Каспийского до Черного моря, по сути, нет, ведь такая дорога давно существует. Правда, проходит она через территорию Армении. Разумеется, ни Азербайджан, ни Турция этот вариант даже не рассматривали: они держат Армению в транспортной блокаде. Вот это обстоятельство и не понравилось на Западе - там понимают, что сооружение БТК только обострит давний конфликт на Южном Кавказе.