Разделы



МТС откроет салонов на $35 млн

До конца 2009 года сотовый оператор МТС планирует довести количество салонов своей монобрендовой сети до 3,5 тысячи, а в будущем рассчитывает стать лидером по продажам сотовых телефонов и обогнать мультибрендовые сети по оборотам на один салон.

Эксперты к заявлениям МТС относятся скептически, отмечая, что воплощение этих планов в жизни обойдется оператору слишком дорого.

"За счет самостоятельного открытия салонов, за счет работы по франчайзинговым схемам и путем поглощений мы планируем довести до конца года количество наших точек продаж до 3,5 тысяч", - заявил на пресс-конференции гендиректор розничной сети МТС Сергей Румянцев.

В феврале этого года совет директоров МТС одобрил стратегию развития розничной сети компании, включающую приобретение сотовых ритейлеров. Управляет розничными активами МТС ЗАО "Русская телефонная компания". Сейчас под брендом МТС работает около 3 тысяч салонов; таким образом, до конца года их количество вырастет почти на 20%.

По словам Сергея Румянцева, стоимость открытия обычного салона составляет порядка 50-70 тысяч долларов, открытие флагманского магазина обходится немного дороже - более 1000 евро за кв. метр.

По словам Румянцева, ближайшая цель МТС - занять на рынке долю более 10%. В конце первого полугодия доля собственной розничной сети МТС (без учета франчайзинговых салонов) по продажам телефонов в штучном выражении составила 9%, а в денежном - 7,5%.

"Сразу после приобретения активов в сотовом ритейле она была на уровне 7,2%", - уточняет Сергей Румянцев. По удельным продажам SIM-карт и телефонов на магазин в приобретенных ритейловых сетях, отмечает он, МТС уже вышла на уровень "Евросети". Как уверяет глава розничной сети МТС, по реализации контрактов во всех каналах (включая собственные офисы МТС) удельно на магазин компания превосходит все мультибрендовые сети. Всего с учетом франчайзинговых салонов доля монобрендового канала на рынке по продажам SIM-карт составляет 16%. "Думаю, что и по оборотам на салон в долгосрочной перспективе мы сможем обогнать мультибрендовые сети", - говорит он.

Эксперты и участники рынка относятся к планам МТС скептически. Аналитик ФК "Уралсиб" Константин Белов напоминает, что операторы начали скупать независимых ритейлеров, чтобы не остаться без каналов продаж. Первая сделка по покупке оператором состоялась осенью прошлого года: когда телекоммуникационный холдинг "Вымпелком" (предоставляет услуги мобильной связи под брендом "Билайн") выкупил у предпринимателя Александра Мамута 49% крупнейшего российского сотового ритейлера - "Евросети" - за 226 млн долларов.

МТС в ответ решили развивать собственную розничную сеть. Компания наняла команду менеджеров из сети "Связной", приобрела сотовых ритейлеров "Телефон.ру" и "Эльдорадо-Центр".

Занимается укреплением собственной розницы и "МегаФон": развивать его сеть будет бывший гендиректор ООО "Ритейл.Телефон.ру" Михаил Золотовицкий.

"В наличии собственной сети есть рациональное звено, но не стоит забывать, что сотовый ритейл - бизнес малорентабельный и специфический. Ритейл - не основная компетенция сотовых операторов. Не думаю, что так просто можно создать собственную розничную сеть, ведь было много компаний, которые развивали этот бизнес, и он не стал для них особо прибыльным", - рассуждает Белов. Он напоминает, что сейчас продажи телефонов сильно упали; более того, рынок неизбежно продолжат снижение в этом году.

Согласно оценкам, приведенным МТС, по итогам первого полугодия 2009 года продажи сотовых телефонов на российском рынке сократилось на 30% в годовом исчислении, - с 16,54 млн до 11,63 млн аппаратов. В денежном выражении снижение по сравнению с первым полугодием 2008 года составило 29% - до 64,63 млрд рублей. По итогам 2009 года объем рынка телефонов в штучном выражении по сравнению с 2008-м может снизиться на 28,7% - до 26 млн телефонов, а в денежном выражении - на 33,4% - 132,6 млрд рублей.

"От громких заявлений до громких побед всегда проходит какое-то количество времени. В любом случае воплощение этой идеи будет дорогой для оператора и невыгодной, что скажется на отчетности оператора. Аренда помещений по-прежнему дорогая, а продажи в монобрендовых салонах меньше, - рассуждает в интервью BFM.ru президент "Евросети" Александр Малис. По его словам, среднемесячная выручка компании (без учета платежей) на один салон составляет 1,2 млн долларов. У "Связного" этот показатель выше на 35%, оценивает глава "Евросети". Пока МТС не выстроила структуру продаж, говорить об успехах преждевременно, убежден ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин: "Для того, чтобы достичь эффективности, сопоставимой со "Связным", компании придется открыть 7-8 тысяч точек продаж".