Украина нашла нефтяную жилу
Украина нашла новый источник наполнения своих трубопроводов. Правда, не газовых, а нефтяных. В ближайшее время черное золото потечет по ним в сторону Белоруссии.До конца недели страны намерены подписать межправительственное соглашение о сотрудничестве в сфере транспортировки нефти. "Белорусская сторона выразила заинтересованность в налаживании сотрудничества относительно поставок нефти на белорусские нефтеперерабатывающие заводы с использованием нефтетранспортной системы Украины и железнодорожного транспорта Украины и Республики Белоруссия", - отмечается в сообщении пресс-службы Министерства топлива и энергетики Украины.
По данным министерства, Украина имеет технические возможности для приема нефти в черноморских портах и последующей ее транспортировки в Белоруссию, в соответствии с предложенными белорусской стороной объемами - до 4 млн т нефти в период с 1 мая 2010 г. по апрель 2011 г., с последующим увеличением до 10 млн т нефти в год. Ровно столько Минск собирается закупить у Венесуэлы согласно договоренностям, достигнутым президентами двух стран - Александром Лукашенко и Уго Чавесом - в середине марта в ходе официального визита белорусского лидера в Каракас.
Тогда Лукашенко говорил о планах по совместной переработке нефти и последующей реализации нефтепродуктов на европейском рынке. Много лет для этих целей использовались беспошлинно поставляемые российские энергоресурсы. Минск фактически реэскпортировал их в Европу, получая ощутимую выгоду от такого нехитрого бизнеса. После изменения условий игры зимой этого года Лукашенко решил поискать новых партнеров, чтобы снизить энергозависимость от России.
Экономическая целесообразность такого партнерства с учетом транспортных затрат экспертам показалась сомнительной. Тем более что Венесуэла свою нефть Белоруссии продает, скорее всего, по мировым ценам. Правда, аналитики предполагали, что венесуэльская нефть поплывет в Белоруссию через прибалтийские порты. Но изменение маршрута вряд ли могло серьезно отразиться на стоимости этих поставок. Тем не менее нефть из Венесуэлы уже начала поступать в порт Одессы, откуда по железной дороге транзитом через Украину доставляется на Мозырский НПЗ.
Киеву белорусский нефтяной демарш играет на руку. С одной стороны, там надеются, что реализация нового соглашения будет способствовать эффективному использованию транспортной инфраструктуры страны, позволит увеличить объемы транспортировки нефти по ее территории, а также сохранить позиции Украины как ведущего транзитного государства. В то же время, на фоне обострения российско-белорусских отношений, украинские власти стараются улучшить собственные позиции.
Они не теряют надежды добиться отмены строительства "Южного потока", с настойчивостью маньяка продолжая доказывать всей Европе нецелесообразность данного начинания. "Украина считает, что "Южный поток" не является необходимым. Он является чрезвычайно затратным и не несет никакой добавочной стоимости, поскольку не базируется на дополнительных источниках газа", - цитирует украинское агентство УНИАН министра иностранных дел Украины Константина Грищенко. По его словам, газотранспортная система Украины может полностью обеспечить надежные поставки газа в Европу. Напомним, недавно Киев даже предложил России и ЕС построить на его территории еще один трубопровод. Москва и Брюссель пока не дали ответа на это предложение.
Позицию европейских стран озвучил руководитель МИД Финляндии Александер Стубб, выступая на той же пресс-конференции, где сделал свое заявление Константин Грищенко. Финский министр отметил, что его страна ратует за диверсификацию энергопоставок. "Мы поддерживаем "Северный поток", мы поддерживаем "Южный поток" и мы поддерживаем Nabucco, но в краткосрочном измерении, поскольку в долгосрочном измерении природный газ является тем ресурсом, который постепенно вымирает. Поэтому нам нужно думать о разнообразии источников", - резюмировал он.