России не удалось провести праздники без споров с соседями
В декабре 2009 года казалось, что россияне впервые за последние годы останутся в новогодние праздники без любимого новостного сериала: борьбы России со своими ближайшими соседями за условия новых нефтегазовых контрактов.Во всяком случае "Газпром" сумел согласовать все вопросы и с Киевом, и с Минском еще перед праздниками. Однако совсем без конфликтов первые числа января пережить не удалось: неожиданно оказалось, что Россия не может договориться с Белоруссией о поставках нефти.
Российский бюджет, как известно, формируется из двух основных видов доходов: таможенных пошлин и разнообразных налогов. Одна из важнейших таможенных пошлин - пошлина на экспорт нефти: с каждой проданной за рубеж тонны нефти российские компании должны заплатить государству определенную сумму, которая рассчитывается ежемесячно и зависит от цен на мировом рынке.
Чтобы понять, сколько российский бюджет получает от экспортных пошлин на нефть, достаточно сказать, что в 2008 году общий экспорт нефти составил чуть больше 243 миллионов тонн. Пошлина же колебалась от 192 до 495,9 доллара за тонну. Таким образом, не сложно посчитать, что доходы бюджета от одной только пошлины должны составлять десятки миллиардов долларов.
В эту сумму, однако, не входит "гуманитарная помощь" "братскому государству Белоруссии". Всего Минск закупает у России больше 20 миллионов тонн нефти, из которых часть направляет на внутренний рынок, а большую часть либо перерабатывает, либо перекачивает в Европу. Тем не менее, с Белоруссии экспортная пошлина не взимается, вернее, взимается, но в очень льготном режиме: в 2009 году Россия брала себе только 35,6 процента от обычной пошлины. При этом Минск унифицирует свои пошлины с российскими. Таким образом, почти две трети доходов от продажи нефти Белоруссия оставляла себе.
Газета "Ведомости" рассчитала, что в 2009 году Россия получила от пошлин на экспорт нефти через Белоруссию 1,7 миллиарда долларов, а недополучила (по сравнению с другими направлениями) - три миллиарда. По кризисным меркам и с учетом дефицита российского бюджета, из-за которого приходится тратить Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, сумма не такая уж и маленькая.
В 2010 году прежний договор о поставках нефти действовать прекратил: он был рассчитан только до конца прошлого года. Переговоры же о новом соглашении пока ни к чему не привели.
Позиция Белоруссии
В 2009 году Россия, Белоруссия и Казахстан попытались уверить весь мир, что могут втроем создать Таможенный союз, в рамках которого будут введены единые таможенные тарифы, а границы между государствами будут напоминать границы внутри ЕС - так что их и заметить-то будет сложно.
Дело дошло до того даже, что три страны собрались вступать во Всемирную торговую организацию единым строем. Когда же в ВТО недоуменно отметили, что прием в организацию целых союзов не практикуется, в России поспешили добавить, что, возможно, вступать страны будут и поодиночке, но уж точно координируя свои позиции.
В Белоруссии, кажется, восприняли идею Таможенного союза едва ли не с большим оптимизмом, чем в России. Ведь снятие таможенных барьеров будет означать, что у Белоруссии появится рынок сбыта многочисленных товаров, которые, в силу ряда особенностей (прежде всего, дотаций государства) дешевле, чем российские аналоги. Кроме того, Таможенный союз сулил и другую выгоду: выгоду, связанную с экспортом нефти. Ведь если таможенных сборов внутри союза нет, то Белоруссия должна получать нефть беспошлинно и распоряжаться ей по своему усмотрению.
Пока Таможенный союз официально не создан, в Белоруссии предлагали другую схему поставок нефти. По словам вице-премьера страны Владимира Семашко, от восьми до девяти миллионов тонн нефти должны поставляться на внутренний рынок Белоруссии беспошлинно, а с оставшихся 12,5-13,5 миллиона экспортных тонн Россия должна брать пошлину с 15-процентной скидкой. Эти 15 процентов Минск хотел взять себе, так как российская нефть не просто поставляется в Европу, а еще и перерабатывается на местных заводах.
Позиция России
Предложенная Белоруссией схема поставок по сути означает прямые убытки для российского бюджета. Цены на нефть на мировом рынке в последние месяцы зафиксировались в районе приемлемых для России уровней (больше 70 долларов за баррель), а значит, недополучение экспортной пошлины особенно ощутимо - она по сравнению с минимумами прошлого года выросла в полтора раза (271 доллар за тонну с 1 декабря 2009 года).
Подсчитав все убытки, в России предложили другую схему: шесть миллионов тонн нефти беспошлинно, а все остальное - со 100-процентным сбором платежей. Это даст, как подсчитали те же "Ведомости", 3,4 миллиарда долларов дохода от экспорта и 1,3 миллиарда долларов убытка от беспошлинного экспорта. Для сравнения, по белорусской схеме получается 900 миллионов долларов дохода и два миллиарда долларов убытка.
Неудивительно, что при такой разнице в позициях Россия и Белоруссия не смогли успеть договориться к сроку: 31 декабря 2009 года. Да и как показывают события первых чисел января, подписание документов может затянуться на неопределенный срок.
Ход переговоров
В конце декабря в России уверяли, что будут осуществлять поставки в Белоруссию даже и при отсутствии контракта. О готовности выполнять свои обязательства без письменных договоренностей говорили и в Белоруссии: "Белтрансгаз" даже совершил предоплату за 1,1 миллиона тонн нефти, которые должны быть поставлены в январе.
Тем не менее, уже в самом начале января по рынку поползли слухи о срыве поставок. Во всяком случае, 3 января агентство Reuters со ссылкой на трейдеров российских компаний сообщило, что экспорт приостановлен. Официальным лицам потребовался день, чтобы опровергнуть эту информацию: 4 января пресс-секретарь "Белнефтехима" Марина Костюченко заявила, что поставки продолжаются.
И все же непонятная ситуация с соглашением между Россией и Белоруссией уже вызвала обеспокоенность на мировом рынке: трейдеры не забыли, как Россия "умеет" договариваться с соседями и прекращать экспорт топлива в самые холодные месяцы. Так что неудивительно, что цены на нефть 4 января пошли вверх и преодолели сначала отметку в 80 долларов за баррель, а потом и в 81 доллар.
4 января в России отмечали, что переговоры с Белоруссией все еще продолжаются, а премьер-министр Владимир Путин заявил, что надеется на скорое решение всех необходимых вопросов. Однако 5 января выяснилось, что белорусская делегация только вылетела в Москву - на переговоры полетел глава "Белнефтехима" Валерий Казакевич. Это может означать, что подписание документов намечено действительно на самое ближайшее время: в противном случае переговоры можно было бы вести и по телефону.