"Глобэкс" стал первым банком, закрывшим депозиты
Банк "Глобэкс" первым из крупных российских банков пошел на беспрецедентные меры по предотвращению оттока средств граждан со вкладов - со вчерашнего дня досрочно закрыть депозит там стало невозможно, пишет в среду газета "Коммерсант"."Из-за большого объема вкладов "Глобэкс" может стать третьим банком после Связь-банка и "КИТ Финанса", который потребуется спасать на государственном уровне", - полагает издание. "Глобэкс" занимает 31-е место среди российских банков по объему капитала.
Один из вкладчиков банка сообщил газете, что ему было отказано в снятии средств с депозита по заявлению, сделанному за трое суток. В отделении банка на Кутузовском проспекте причину отказа объяснили внутренним распоряжением головного офиса банка, запрещающим полную или частичную выдачу средств со вкладов в случае их досрочного закрытия. Продемонстрировать клиенту это распоряжение сотрудники банка отказались.
"Перевести требуемую сумму в безналичном порядке на другой счет банк сначала отказался, но затем согласился с уплатой комиссии в 15% от суммы перевода",- цитирует издание своего источника.
Факт прекращения выдачи средств со вкладов по внутреннему распоряжению руководства банка "Коммерсанту" подтвердили в call-центре банка. Вице-президент "Глобэкса" Эмиль Алиев заявил, что банк осуществляет выплаты по срочным вкладам, срок действия которых закончился, а также выплаты процентов по ним.
Приостановление прочих выплат по вкладам он объяснил "ажиотажным спросом со стороны вкладчиков, многие из которых объясняют свои действия срочным желанием перевести деньги в ВТБ и Сбербанк".
Как отмечает газета, деньги накануне невозможно было снять не только с вкладов, срок действия которых не закончился, но и с зарплатных карт "Глобэкса". Один из владельцев такой карты, пытавшийся это сделать, рассказал, что ни один из четырех банкоматов, которые он успел обойти, не работал. Не проводил "Глобэкс" во вторник платежи и в системе Western Union. В банке это объясняли возникшими "техническими неполадками".
В то же время, как сообщили газете в пресс-службе Western Union, накануне "Глобэкс" не обращался к ним за помощью, как это обычно происходит в случае неполадок. "Сама система не испытывает никаких сложностей и работает в обычном режиме", - отметили в Western Union.
Отток денежных средств из вкладов в "Глобэксе", по оценкам Алиева, с 1 октября уже составил 15%, подавляющая часть из них - досрочно изымаемые вклады. Остаток денежных средств на срочных вкладах, текущих счетах и вкладах до востребования на 14 октября, по данным банка, составлял более 20 миллиардов рублей. Таким образом, за октябрь из банка было выведено около 3,5 миллиарда рублей вкладов. В сентябре, по данным отчетности банка, отток составил порядка 6 миллиардов рублей.
Замгендиректора Агентства по страхованию вкладов Андрей Мельников называет запрет, введенный банком на снятие вкладов, беспрецедентной мерой. За время существования системы страхования вкладов подобных мер банки не принимали, говорит он.
"По сути, это более жесткая форма тех действий, которые предпринял Альфа-банк в 2004 году, введя десятипроцентную комиссию за снятие средств с депозитов, что помогло ему удержаться на плаву, - говорит Мельников. - Думаю, что руководство банка предпринимает такие действия, чтобы не допустить его гибели и потерь клиентов. Сейчас мы живем по законам предкризисного времени, и если отток вкладов становится массовым, то сколько ни привлекай средств, дыра в балансе растет".
С юридической точки зрения действия банка противоречат норме Гражданского кодекса, дающей вкладчику право в любой момент забрать средства, признает Мельников. "Вкладчик в такой ситуации может обратиться в суд с иском к банку за нарушение условий договора и потребовать возврата средств и выплаты процентов за пользование деньгами",- указывает он.