Власти регионов в 2009 году потратили впустую 415 млрд рублей
Хуже всего дела обстоят в сфере образования. Эксперты советуют менять систему оценки регионов.Уровень неэффективных бюджетных расходов в регионах по-прежнему недопустимо высок, возмутился премьер Владимир Путин за заседании президиума правительства в пятницу: "там немножко, здесь немножко" - и в целом по стране набралось 415 млрд руб. "пустых расходов". Так он отреагировал на доклад Минрегионразвития об оценке эффективности деятельности региональных органов исполнительной власти в 2009 г. (копия есть у "Ведомостей").
С наименьшим толком тратили регионы деньги на образование - 142 млрд руб. использованы неэффективно, говорится в докладе, далее идут жилищно-коммунальное хозяйство (98,7 млрд руб.), здравоохранение (91,7 млрд) и госуправление (83,1 млрд). В сравнении с 2008 г. объемы неэффективных расходов на образование и здравоохранение выросли, на ЖКХ - остались на прежнем уровне, на госуправление - снизились на 2 млрд руб. (см. график).
Плачевную ситуацию в сфере образования министерство объясняет тем, что на одного учителя приходится слишком много работников, не связанных с преподаванием: бухгалтеры, хозперсонал, администраторы. По нормативам персонала должно быть почти вдвое меньше, чем учителей, по факту - почти столько же.
Число учеников в классах хоть и растет, но в среднем и в городах, и в сельской местности их меньше нормы, пишет Минрегионразвития. А внедрение системы ЕГЭ привело к резкому увеличению доли выпускников, не получивших аттестат. Без среднего образования в прошлом году остались почти 15 000 учеников - в 19 раз больше, чем в 2008 г.
Хуже всего ситуация в сфере образования, по данным Минрегионразвития, в Чечне и Иркутской области: по эффективности трат они занимают предпоследнее и последнее места из 83 возможных (карты с рейтингами регионов см. на http://www.vedomosti.ru). В Чечне почти 30% выпускников не смогли получить аттестата, в Иркутской области - более 7% (см. график на стр. А1).
В целом самые неэффективные с финансовой точки зрения регионы - Калмыкия, Архангельская, Костромская, Рязанская, Смоленская и Иркутская области. В Калмыкии, к примеру, доля неэффективных расходов в образовании достигает 40%, зафиксирована высокая младенческая смертность, доля потраченных впустую денег в сфере ЖКХ за год выросла в 11 раз. В Рязанской и Смоленской областях на образование и здравоохранение неэффективно потрачено 13-36% всех выделенных средств.
Губернатор Рязанской области Олег Ковалев (вступил в должность в апреле 2008 г.) перекладывает вину на своего предшественника Георгия Шпака. Весь 2009 г. руководство области потратило на подготовку реформы образования и здравоохранения, в 2010 г. проведена оптимизация сетей школ и медицинских учреждений, введена система оплаты труда, ориентированная на результат, рассказывает Ковалев: "Раньше провести реформы мешал кризис, в итоге получилось, что в 2009 г. область выглядела бледно". По итогам 2010 г. показатели будут лучше, обещает он.
Есть среди регионов и передовики. Существенно сократили долю неэффективных трат Омская, Ивановская, Воронежская, Ярославская и Кемеровская области, Пермский край. В Ивановской области было реформировано Контрольно-ревизионное управление: оно выведено из состава департамента по финансам и теперь подчиняется непосредственно губернатору, объясняет причины успеха губернатор Михаил Мень, используется аутсорсинг вместо ГУПов и МУПов. Помогло и отсутствие выборности глав муниципальных образований, продолжает он: выросла управляемость.
Нужно дорабатывать саму систему оценки, считает замминистра финансов Антон Силуанов: результаты должны анализироваться и в статике, и в динамике, иначе регион, серьезно улучшивший за год показатели, может оказаться в числе аутсайдеров. Система оценки регионов пока очень условна, замечает директор Центра фискальной политики Галина Курляндская. К примеру, нормативы, по которым оценивают эффективность трат на образование, ориентированы на укрупнение школ и сокращение их числа в сельской местности, отмечает она, получается, что пустой тратой денег можно признать выделение средств на содержание небольших школ в деревнях.