Разделы



 Содержание и проблемы осуществления контрольно-управленческих прав акционеров

Традиционно в работах, посвященных анализу прав акционеров, наряду с имущественными правами акционеров выделяется еще один вид прав. В некоторых источниках они именуются социальными*(1), в других - неимущественными*(2), в третьих - личными. В эту группу включаются такие правомочия, как право на участие в управлении обществом, право на информацию о его деятельности, право на осуществление контроля за такой деятельностью. На наш взгляд, ни одно из приведенных названий не отражает сути прав указанного типа.

Лингвистами термин "социальный" в одном из значений трактуется как "общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе"*(3). И если мы именуем какие-либо права социальными, то тем самым предполагаем их общественную направленность. Но дело в том, что у прав акционеров просто не может быть общественной направленности. Это объясняется тем, что в акционерном правоотношении никоим образом не учитываются интересы общества в целом. Здесь играют роль интересы лишь малой его части - участников акционерных обществ, и эти интересы обусловлены единственной целью - извлечением прибыли из конкретного предприятия.

На наш взгляд, термин "неимущественные права акционеров" также не может применяться в указанной сфере. На этот счет в ГК РФ содержится категорическое указание: "личные неимущественные права и другие нематериальные блага... неотчуждаемы и непередаваемы иным способом" (п.1 ст.150). Таким образом, права акционера не являются неимущественными, так как они могут отчуждаться посредством передачи акции, а также передаваться иными способами. Эти выводы относятся в равной мере и к категории личных прав, так как в Гражданском кодексе не упоминаются просто "личные" или просто "неимущественные" права, а во всех случаях употребляется словосочетание "личные неимущественные права".

Наиболее приемлемым для определения рассматриваемой категории прав, на наш взгляд, является термин "контрольно-управленческие права", так как все они так или иначе связаны с управлением обществом и с контролем за надлежащим осуществлением его деятельности. В то же время данный термин позволяет отграничить такие права от имущественных прав акционера.

Рассмотрим содержание и вопросы защиты отдельных контрольно-управленческих прав акционера.

Поскольку акционер вложил в акционерное общество свои денежные средства, он надеется в дальнейшем получить от общества прибыль; более того, у каждого участника имеются свои представления о том, как эту прибыль заработать. Для достижения этой цели акционеры имеют возможность участвовать в управлении компанией и влиять на выбор направлений деятельности общества. Высшим органом управления акционерным обществом является общее собрание акционеров.

Право акционера участвовать в управлении обществом складывается из нескольких составляющих: а) права голоса на общем собрании акционеров;

б) права участвовать в общем собрании акционеров; в) права требовать созыва общего собрания акционеров; г) права участвовать в формировании повестки дня общего собрания; д) права быть избранным в органы управления общества. Рассмотрим их подробнее.

Как отмечал И.Т. Тарасов, право акционера участвовать в управлении осуществляется главным образом на общих собраниях посредством пользования правом голоса*(4). Именно при голосовании акционер принимает участие в формировании общего решения по тем или иным вопросам.

Но право голоса традиционно предоставлялось далеко не всем акционерам. В дореволюционной России правом голоса на общих собраниях акционеров обладали только крупные акционеры, владевшие большим пакетом акций, минимальный размер которого как условие участия в голосовании был закреплен в уставе. Остальные же акционеры могли просто присутствовать на общем собрании и участвовать в обсуждении дел. Правда, законом предусматривалось право таких мелких акционеров объединить по общей доверенности свои акции для получения одного или более голосов на общем собрании*(5). Такое положение дел справедливо критиковалось. И.Т. Тарасов, например, отмечал, что "никакой акционер... не может быть лишен пользования правом голоса, так как таким лишением совершенно произвольно нарушается его акционерное право"*(6).

В советском законодательстве описанный порядок фактически сохранился. Допускалось установление в уставе наименьшего количества акций, дающего право на подачу голоса*(7), соответственно к голосованию на общем собрании допускались в большинстве случаев только крупные акционеры.

В современном законодательстве большинства зарубежных стран право голоса предоставлено всем акционерам общества. _134 Акционерного закона Германии 1965 г.*(8) позволяет сделать вывод о том, что правом голоса в немецких акционерных обществах пользуются все акционеры. Более того, в данном параграфе особо отмечено, что ограничения для отдельных акционеров установлены быть не могут. Закон КНР о компаниях 1993 г.*(9) в ст.106 даже определяет принцип голосования: присутствующие на собрании акционеры голосуют по принципу "одна акция - один голос". В Великобритании регулирование этого вопроса немного сложнее. По общему правилу, каждый член компании независимо от того, насколько велик его пай, имеет один голос. Но каждая компания в своем регламенте вправе предусмотреть иной порядок голосования. Так, может быть закреплено правило, согласно которому от количества имеющихся у члена паев зависит количество голосов, которыми он обладает. В регламенте также допускается объявление некоторых акций неголосующими*(10).

По российскому законодательству право голоса на общих собраниях принадлежит не всем акционерам: им обладают только владельцы обыкновенных акций. Но в некоторых ситуациях владельцы привилегированных акций также допускаются к голосованию (см. п.3-5 ст.32 Закона об АО*(11)):

а) при решении вопросов о реорганизации и ликвидации общества;

б) при решении вопросов о внесении в устав общества изменений и дополнений, ограничивающих права данной группы акционеров, включая случаи определения или увеличения размера дивиденда и (или) определения или увеличения ликвидационной стоимости, выплачиваемых по привилегированным акциям предыдущей очереди, а также предоставления акционерам - владельцам иного типа привилегированных акций преимуществ в очередности выплаты дивиденда и (или) ликвидационной стоимости акций;

в) начиная с собрания, следующего за годовым общим собранием акционеров, на котором не было принято решение о выплате дивидендов или было принято решение о неполной выплате дивидендов по привилегированным акциям этого типа. Данное право прекращается с момента выплаты по указанным акциям дивидендов в полном размере;

г) в случае закрепления в уставе общества возможности конвертации привилегированных акций в обыкновенные - по отношению к этим акциям.

Общее правило относительно количества голосов, приходящихся на одну акцию, таково: одна голосующая акция - один голос (ст.59 Закона об АО). Но возможны и иные ситуации. Речь в данном случае идет о процедуре кумулятивного голосования при выборе членов совета директоров (наблюдательного совета) общества. Она обязательна в том случае, если число владельцев голосующих акций общества более 1000. Возможность избрания членов совета директоров посредством кумулятивного голосования может быть также предусмотрена уставом общества. Данная процедура заключается в том, что на каждую голосующую акцию приходится количество голосов, равное количеству лиц, которые должны быть избраны в совет директоров или наблюдательный совет. Акционер по своему усмотрению распределяет эти голоса между угодными ему кандидатами или отдает все одному из них (п.4 ст.66 Закона об АО).

В отличие от права на голос, правом участия в общем собрании акционеров обладают все акционеры общества без исключения. Это право включает в себя возможность присутствовать совместно с другими акционерами на общем собрании для обсуждения вопросов повестки дня. К общему собранию готовится список акционеров, имеющих право участвовать в общем собрании. Такой перечень составляется на основании данных реестра акционеров на дату, определяемую советом директоров. Она не может предшествовать дате принятия решения о проведении собрания и более чем на 50 дней (а в определенных случаях - на 65 или 45 дней) предшествовать дате его проведения.

Если акции приобретены после даты составления списка акционеров, лицо, включенное в этот список, выдает приобретателю акций доверенность на голосование на общем собрании или само голосует на собрании в соответствии с указаниями нового владельца акций. Некоторые сложности возникают в том случае, когда акционер передает приобретателю только часть принадлежащих ему акций и эти лица не приходят к единому мнению по всем вопросам повестки дня общего собрания. Проблема в том, что на практике каждому акционеру, имеющему право голосовать на общем собрании, независимо от числа принадлежащих ему акций выдается только один бюллетень для голосования*(12). Представляется, что в этом случае акционерному обществу следует изъять и аннулировать бюллетень для голосования и выдать акционерам новые бюллетени, содержащие голоса в соответствии с новым распределением акций.

В том случае, если совет директоров не проводит годовое или внеочередное общее собрание в должные сроки, у акционеров возникает право требовать созыва общего собрания.

Годовое собрание созывается советом директоров акционерного общества по окончании каждого года в сроки, установленные уставом, но не ранее, чем через два месяца, и не позднее, чем через шесть месяцев после окончания финансового года.

Внеочередные собрания также созываются советом директоров (наблюдательным советом) по его инициативе или по требованию ревизионной комиссии (ревизора), аудитора или акционеров, владеющих не менее чем 10% голосующих акций общества. Но советом директоров (наблюдательным советом) может быть принято решение и об отказе в созыве внеочередного собрания по основаниям, определенным Законом об АО. Мотивированное решение об отказе в созыве внеочередного собрания направляется лицам, требующим его созыва, не позднее трех дней с момента его принятия и может быть обжаловано в суд.

Если в течение установленного срока советом директоров не принято решение о созыве внеочередного общего собрания акционеров или принято решение об отказе от его созыва, собрание акционеров может быть созвано его инициаторами. В этом случае расходы по подготовке и проведению общего собрания могут быть возмещены по решению общего собрания за счет средств общества.

Как правило, в случае самостоятельного созыва внеочередного собрания правление общества или специализированный регистратор отказывались предоставлять организаторам список акционеров для направления им извещения о проведении собрания*(13). В связи с этим 18 августа 1996 г. был подписан Указ Президента РФ N 1210 "О мерах по защите прав акционеров и обеспечении интересов государства как собственника и акционера" (с изменениями от 9 августа 1999 г.)*(14), в п.5 которого говорится, что неисполнение требования о предоставлении списка акционеров специализированным регистратором является основанием для приостановления действия или отзыва лицензии на осуществление его деятельности.

Правом участвовать в формировании повестки дня общего собрания обладают акционеры, владеющие не менее чем 2% голосующих акций. Они могут в срок не позднее 30 дней после окончания финансового года, если уставом не установлен более короткий срок, внести предложения в повестку дня и выдвинуть кандидатов в совет директоров (наблюдательный совет), коллегиальный исполнительный орган общества, в ревизионную и счетную комиссии и кандидата на должность единоличного исполнительного органа.

Такой порядок выдвижения кандидатов в органы управления обществом нередко нарушается. Например, в 1998 г. в РАО ЕЭС членами совета директоров были избраны лица, кандидатуры которых предложены акционером, владевшим только 0,1% голосующих акций. В постановлении Государственной Думы РФ от 11 июня 1998 г.*(15) указано на незаконность такого избрания.

Акционер избирается в органы управления общества общим собранием акционеров сроком на один год. При этом он может переизбираться неограниченное число раз. Участие акционера в органах управления никак не связано с его статусом как акционера и не влечет за собой никаких правовых последствий.

Решение, принятое общим собранием с нарушением требований Закона об АО и иных правовых актов Российской Федерации, а также устава общества, акционер может обжаловать в суд в случае, если он не принимал участия в общем собрании акционеров или голосовал против принятия такого решения и указанным решением нарушены его права и законные интересы.

Суд вправе оставить в силе обжалуемое решение при наличии нескольких условий: голосование данного акционера не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и решение не повлекло причинения убытков данному акционеру.

Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью акционерного общества общим собранием акционеров в соответствии с уставом избирается ревизионная комиссия общества. В обществах с небольшим количеством акционеров при незначительном объеме финансово-хозяйственной документации нет необходимости создавать ревизионную комиссию. В этом случае избирается ревизор общества, правовой статус которого аналогичен статусу комиссии.

Как избрание, так и досрочное прекращение полномочий членов ревизионной комиссии относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров. Решение этого вопроса не может быть перепоручено исполнительному органу или совету директоров акционерного общества. Акции, принадлежащие членам совета директоров или лицам, занимающим должности в органах управления общества, не могут участвовать в голосовании при избрании членов ревизионной комиссии. Члены ревизионной комиссии не могут одновременно являться членами совета директоров или занимать иные должности в органах управления обществом.

Ревизионная комиссия осуществляет только проверку финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества, и возложение на нее других функций недопустимо. Компетенция ревизионной комиссии определяется как действующим законодательством, так и уставом общества.

Работой ревизионной комиссии руководит ее председатель, избираемый простым большинством голосов из числа членов комиссии. Порядок деятельности ревизионной комиссии определяется Законом об АО, уставом общества и внутренним актом общества (как правило, это "Положение о ревизионной комиссии", которое утверждается общим собранием акционеров). В таком Положении должен определяться только порядок деятельности ревизионной комиссии, но не компетенция, которая в части, не урегулированной Законом об АО, определяется уставом общества.

Результаты всех проверок, все решения, а также ход заседаний ревизионной комиссии отражаются в протоколах, которые могут быть запрошены акционерами общества для ознакомления.

По итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности общества ревизионная комиссия составляет заключение, в котором либо подтверждается достоверность отчетов и иных финансовых документов общества, либо содержатся выводы относительно фактов нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.

Проверку финансово-хозяйственной деятельности общества также осуществляет аудитор, производящий независимую вневедомственную проверку бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований предприятий, организаций и граждан, ведущих предпринимательскую деятельность (п.1 Временных правил аудиторской деятельности в РФ*(16)). Аудитор общества утверждается исключительно общим собранием акционеров.

Аудиторские проверки должны проводиться в обязательном порядке для подтверждения годовой финансовой отчетности перед опубликованием обществом годового отчета, бухгалтерского баланса, счета прибылей и убытков.

Аудиторская проверка может быть проведена и по требованию акционеров, совокупная доля которых в уставном капитале общества составляет не менее 10%.

По итогам проверки аудитор, как и ревизионная комиссия, составляет заключение. Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности отражает мнение аудитора о достоверности такой отчетности, основанное на оценке соответствия отчетности требованиям нормативных актов, регулирующих бухгалтерский учет и отчетность*(17). Этим аудиторское заключение отличается от заключения ревизионной комиссии, которое может охватывать более широкий круг вопросов.

 

И.И. Пышкин

 

"Законодательство", N 3, март 2003 г.

 

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————

*(1) Руднев П.А. Анализ прав и обязанностей акционеров. М., 1927.

*(2) Ломакин Д.В. Акционерное правоотношение. М., 1997; Лаптев В.В. Акционерное право. М., 1999; Метелева Ю.А. Правовое положение акционера в акционерном обществе. М., 1999.

*(3) Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1984. С.654.

*(4) Тарасов И.Т. Учение об акционерных компаниях. М., 2000. С.425.

*(5) Руднев П.А. Указ. соч. С.8-9.

*(6) Тарасов И.Т. Указ. соч. С.427.

*(7) Руднев П.А. Указ. соч. С.9.

*(8) Германское право. Часть II. Торговое уложение и другие законы. М., 1996.

*(9) Гражданское законодательство КНР. М., 1997.

*(10) Полковников Г.В. Английское право о компаниях: закон и практика. М., 1999. С.77.

*(11) Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (с изм. и доп. от 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001 г., 21 марта, 31 октября 2002 г.).

*(12) Кондратов Н. О некоторых особенностях практического применения Федерального закона "Об акционерных обществах" // Хозяйство и право. N 10. 1998. С.88.

*(13) Метелева Ю.А. Указ. соч. С.119.

*(14) СЗ РФ. 1996. N 35. Ст.4142; 1999. N 32. Ст.4051.

*(15) Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11 июня 1998 г. N 2599-II ГД "О нарушениях законодательства Российской Федерации в ходе выборов совета директоров и замещения должности председателя правления Российского акционерного общества ЕЭС России" // СЗ РФ. 1998. N 25. Ст.2885.

*(16) Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации".

*(17) Постатейный комментарий к Федеральному закону "Об акционерных обществах" / Под ред. Г.С. Шапкиной. М., 2000. С.239.