Разделы



 Проблемы регистрации изменений в учредительные документы

организации

 

Для приведения Устава акционерного общества в соответствие с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" (далее Закон N 120) или отражения в уставе общества изменений действующего законодательства прежде всего необходимо разработать соответствующие изменения в устав или новую редакцию устава, утвердить эти изменения (устав общества в новой редакции) в порядке, предусмотренном действующим законодательством, затем зарегистрировать изменения (новую редакцию устава) в органах, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц.

В акционерных обществах согласно подп.1 п.1 ст.48 Федерального закона от 26 декабря 1998 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" вопрос о внесении изменений и дополнений в устав или утверждении устава в новой редакции относится к компетенции общего собрания акционеров. Решение по вопросу должно приниматься большинством в 3/4 голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в голосовании на общем собрании акционеров.

Органом, регистрирующим изменения в учредительных документах юридических лиц, согласно Федеральному закону от 8 августа 2001 г N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (далее Закон N 129), который введен в действие с 1 июля 2002 г., теперь является налоговый орган (территориальные инспекции МНС).

Согласно этому Закону юридическое лицо в течение трех дней с момента изменений своих сведений, в том числе внесения изменений в учредительные документы или утверждения новой редакции устава, обязано сообщить об этом в государственный орган по месту своего нахождения (п.4 ст.5 Закона N 129). В соответствии с требованиями ст.17 этого Закона для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган предоставляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям; сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны; соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица (полномочия и подпись заявителя в таком заявлении удостоверяются нотариально);

б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица (выписка из протокола об утверждении изменений, вносимых в устав, или утверждении новой редакции устава в трех экземплярах);

в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица (или новая редакция устава в трех экземплярах);

г) документ об уплате государственной пошлины (оригинал платежного поручения);

д) доверенность на заявителя, если заявителем не является руководитель постоянно действующего исполнительного органа или иное лицо, действующее от имени юридического лица без доверенности.

Документы предоставляются в регистрирующий орган уполномоченным лицом непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня предоставления документов в регистрирующий орган.

Однако при осуществлении регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, на практике приходится сталкиваться со следующими вопросами.

Закон N 120 обязал акционерные общества привести свои учредительные документы в соответствие с положениями, содержащимися в нем. Кроме этого необходимо утвердить их на общем собрании акционеров и зарегистрировать в соответствующих органах. Многие акционерные общества утверждали новую редакцию устава на годовом собрании акционеров в 2002 г. Надо напомнить, что общество имеет право проводить годовое собрание не раньше чем через два и не позднее чем шесть месяцев после окончания финансового года, т.е. имеют полное право провести собрание и в конце июня. Напрашивается вопрос: когда нести документы на регистрацию, если собрание состоялось, к примеру, 30 июня?

В региональных государственных органах (городских администрациях), ранее осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц, обществам, подавшим документы даже 25 июня 2002 г., было письменно отказано в регистрации со следующей формулировкой: ":в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319 уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим начиная с 1 июля 2002 г. государственную регистрацию юридических лиц, является Министерство РФ по налогам и сборам:. Ваши документы представлены 25 июня 2002 г., и в связи с большим потоком поступивших документов не были рассмотрены в оставшийся до 1 июля срок. Рекомендуем вам обратиться в районный орган МНС по месту нахождения юридического лица". Большой объем дел явился основанием для отказа? Такие письма не оспаривались, т.к. ясно, что все равно новую редакцию устава придется регистрировать в налоговом органе.

Теперь обществам до представления учредительных документов в новой редакции в регистрирующие органы необходимо сначала исполнить требования п.3 ст.26 Закона N 129, который предусматривает подачу сведений в сроки с 1 июля 2002 г. до 31 декабря 2002 г. для получения Свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Лишь после получения такого Свидетельства общество вправе обратиться в регистрирующий орган для регистрации изменений в учредительных документах общества или для регистрации новой редакции учредительных документов.

Получив Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, общество приносит в инспекцию МНС на регистрацию новую редакцию устава, законно утвержденную, к примеру, 18 июня 2002 г. на годовом общем собрании акционеров. Приносит и сталкивается с предупреждением или административным штрафом в 50 минимальных размеров оплаты труда на должностное лицо общества за непредоставление или несвоевременное предоставление сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (п.3 ст.14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях). То есть, новая редакция утверждена 18 июня 2002 г., а вы несете документы, предположим, 15 декабря 2002 г. - не соблюден трехдневный срок предоставления документов (п.4 ст.5 Закона N 129).

Тогда возникает вопрос: как согласуются два требования законодательства: Закон N 120 обязал привести учредительные документы обществ в соответствие с изменившимися положениями Закона об АО до 1 июля 2002 г., а Закон N 129 дает трехдневный срок на регистрацию таких изменений? Как поступить обществам, подавшим на регистрацию документы, утвержденные до 1 июля, но не успевшим зарегистрировать их в администрациях, ожидая Свидетельства о внесении записей в Единый государственный реестр юридических лиц?

Можно было бы поступить следующим образом: утвердить новую редакцию устава на годовом общем собрании акционеров 30 июня 2002 г. и 1, 2, 3 июля (соблюдая трехдневный срок) направить документы на регистрацию новой редакции устава в налоговый орган до получения Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц. ИМНС ответила бы отказом со ссылкой на то, что не получено Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Этот отказ можно было бы оспорить в судебном порядке. Согласно ст.23 Закона N 129 отказ в государственной регистрации допускается в случае:

а) непредоставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;

б) предоставления документов в ненадлежащий регистрирующий орган. Формально все документы, требуемые согласно ст.17 Закона N 129, были предоставлены. Однако в п.2 заявления о государственной регистрации по форме Р13001, утвержденной Правительством РФ, необходимо указать сведения о первой записи о юридическом лице в Едином государственном реестре юридических лиц. В первую очередь было бы указано на незаполненность этого пункта.

Самими же налоговиками в сложившейся ситуации предлагается такой выход: переделать протокол об утверждении новой редакции устава и, соответственно, дату утверждения на титульном листе устава.

В данной ситуации обществу придется поступить так, как просит поступить налоговый орган, лишь бы избежать наложения штрафных санкций и документы были зарегистрированы. Представляется, что обществам имеет смысл оставить в силе протокол общего собрания, утвержденный до 1 июля 2002 г., объявить внеочередное общее собрание акционеров, на котором утвердить новую редакцию Устава, с оговоркой, что это связано с требованиями действующего законодательства. На титульном листе устава будет стоять новая дата утверждения.

Вышеприведенная ситуация не единичная. Во избежание штрафных санкций представляется целесообразным, прислушаться к мнению налоговиков.

 

Е.А. Максимова

юрисконсульт ЗАО "Эфиры целлюлозы", г.Владимир,

специалист по гражданскому законодательству, хозяйственному,

корпоративному праву

 

"Право и экономика", N 4, апрель 2003 г.