Компетенция общего собрания акционеров

Михаил Марголин

Коллегия № 6, 2002

 

Вопросы компетенции общего собрания акционеров определены п. 1 ст. 48 Закона об АО и иными статьями Закона. При этом новая редакция Закона об АО исключает из компетенции общего собрания акционеров вопрос принятия решения о неприменении преимущественного права акционера на приобретение акций общества или ценных бумаг, конвертируемых в акции, при их размещении путем открытой подписки. Также исключена возможность принятия общим собранием решения о форме сообщения обществом материалов (информации) акционерам, включая определение органа печати в случае сообщения в форме опубликования.

Невозможность принятия собранием решения о неприменении преимущественного права на приобретение дополнительных акций, размещаемых по открытой подписке, объясняется императивным режимом данного преимущественного права акционеров, установленным ст. ст. 40, 41 нового Закона об АО. В соответствии с указанными статьями акционеры во всех случаях обладают преимущественным правом приобретения дополнительных акций, размещаемых по открытой подписке. В случае размещения акций по закрытой подписке таким правом обладают акционеры, проголосовавшие против или не принимавшие участие в голосовании по вопросу о размещении акций.

Таким образом, данное преимущественное право акционеров не может быть отменено ни отдельным решением собрания, ни соответствующей нормой устава общества.

Исключение возможности определения формы сообщения обществом материалов (информации) акционерам по решению общего собрания также вполне разумно.

Сведения о порядке уведомления акционеров о проведении общего собрания весьма существенны для каждого акционера. Старый Закон об АО, предполагая некоторую альтернативу в отношении порядка информирования акционеров о проведении общего собрания (путем направления акционерам письменного уведомления или путем опубликования информации), предусматривал, что данные сведения могут содержаться либо в уставе общества, либо могут быть определены решением собрания акционеров без внесения соответствующих изменений в устав (п. 1 ст. 52 старого Закона об АО).

Следовательно, акционеру, который приобрел акции на вторичном рынке ценных бумаг и желает принять участие в управлении обществом, недостаточно было ознакомиться с положениями его уста- ва. Для выяснения порядка уведомления о проведении собрания такому акционеру также было необходимо ознакомиться со всеми протоколами общего собрания акционеров общества, что представляется не вполне удобным.

Новым Законом об АО изменен данный режим. В соответствии с п. 1 ст. 52 сообщение о проведении общего собрания акционеров должно быть направлено каждому лицу, указанному в списке лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, заказным письмом, если уставом общества не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому из указанных лиц под роспись либо, если это предусмотрено уставом общества, опубликовано в доступном для всех акционеров общества печатном издании, определенном уставом общества.

Таким образом, если общество желает информировать акционеров о проведении собрания путем публикации данных сведений в печатном издании, указанная норма должна содержаться в уставе общества. Для внесения соответствующих сведений в устав также требуется решение собрания акционеров. Однако это решение должно быть принято тремя четвертями голосов акционеров, тогда как в соответствии с ч. 15 п. 1 ст. 48, п. 4 ст. 49 старого Закона об АО оно требовало простого большинства голосов.

Изменен порядок утверждения документов, регулирующих деятельность органов общества.

В соответствии со старым Законом об АО к компетенции общего собрания акционеров было отнесено утверждение положений только о порядке подготовки и проведения общего собрания и о ревизионной комиссии. В ч. 19 п. 1 ст. 48 нового Закона об АО общее собрание акционеров утверждает внутренние документы, регулирующие деятельность всех органов общества.

Изменена формулировка вопроса повестки дня годового собрания акционеров об утверждении годовых отчетов общества и годовой бухгалтерской отчетности. При этом в соответствии с ч. 11 п. 1 ст. 48 нового Закона об АО в обязательном порядке должен быть решен вопрос о выплате (невыплате) дивидендов общества.

Кроме того, изменена компетенция общего собрания в части возможности не только избрания членов счетной комиссии общества, но и досрочного прекращения их полномочий (ч. 13 п. 1 ст. 48 нового Закона об АО).

Указанное обстоятельство связано с уточнением статуса счетной комиссии общества.

Так, старый Закон об АО не давал окончательного ответа, является ли счетная комиссия общества постоянно действующим органом, создаваемым собранием на сколько-нибудь длительный срок, или счетная комиссия должна образовываться на каждом общем собрании акционеров путем принятия соответствующего решения первым вопросом его повестки дня.

На практике данный вопрос решался по-разному. Новый Закон об АО предполагает, что счетная комиссия является постоянно действующим органом, избираемым собранием на определенный срок.

Исходя из того, что в силу п. 3 ст. 56 нового Закона об АО в случае, если срок полномочий счетной комиссии истек, а также в иных оговоренных случаях для осуществления функций счетной комиссии может быть привлечен регистратор, предполагается, что счетная комиссия должна избираться не на одно собрание, а на определенный срок.

Предельный срок, на который может избираться счетная комиссия, новым Законом об АО не установлен. Очевидно, такой срок не должен быть менее одного года (до момента проведения следующего годового собрания). Однако возможно избрание членов счетной комиссии и на более длительный срок. Данное обстоятельство косвенно подтверждается п. 1 ст. 47 нового Закона об АО, в силу которого к числу обязательных вопросов годового общего собрания акционеров не отнесен вопрос избрания членов счетной комиссии общества.

Избрание членов счетной комиссии более чем на один год не исключается нормой п. 1 ст. 53 нового Закона об АО, в соответствии с которой акционеры (акционер), являющиеся в совокупности владельцами не менее чем 2 процентов голосующих акций общества, вправе, помимо кандидатов в иные органы общества, выдвинуть кандидатов в счетную комиссию общества для избрания их на годовом собрании акционеров (старый Закон об АО не содержал такой нормы). В этом случае выдвижение указанных кандидатов на годовое собрание будет означать не только необходимость избрания новых членов счетной комиссии, но и досрочное прекращение полномочий старых членов счетной комиссии, срок полномочий которых не истек.

Таким образом, установив, что счетная комиссия является постоянно действующим органом общества, новый Закон об АО допустил возможность досрочного прекращения полномочий членов счетной комиссии.

Следует обратить внимание также на то, что новым Законом об АО изменена формулировка принимаемого общим собранием акционеров решения о крупных сделках и сделках с заинтересованностью, совершаемых обществом.

Так, если в соответствии с ч. 17, ч. 18 п. 1 ст. 48 старого Закона об АО собрание акционеров должно было принять решение о заключении крупных сделок или сделок с заинтересованностью, то в силу ч. 15, ч. 16 п. 1 данной статьи нового Закона об АО собрание должно принять решение не о заключении (совершении) данных сделок, а об их одобрении.

Однако очевидно, что указанное уточнение не предполагает правовой режим, в соответствии с которым общее собрание должно одобрять данные сделки после их заключения генеральным директором общества.

Фактически общий порядок совершения обществом сделок с заинтересованностью и крупных сделок остался неизменным. Сначала собрание акционеров должно принять решение об одобрении (совершении) этих сделок, после чего генеральный директор (иное уполномоченное лицо) вправе заключить сдел- ку, основываясь на указанном решении собрания.

Более того, новый Закон об АО изменяет возможность последующего одобрения крупных сделок и сделок с заинтересованностью в обратную сторону.

Так, при применении режимов старого Закона об АО судебно-арбитражная практика допускала последующее одобрение как уже заключенной крупной сделки, так и уже заключенной сделки с заинтересованностью. При этом возможность последующего одобрения сделок с заинтересованностью основывалась на том, что в силу п. 1 ст. 84 старого Закона об АО она являлась оспоримой. Возможность последующего одобрения ничтожной крупной сделки (исходя из того, что старый Закон об АО не указывал на ее оспоримость, данная сделка признавалась ничтожной) основывалась на п. 14 совместного постановления Пленумов ВАС РФ и ВС РФ от 2 апреля 1997 г. № 4/8, в соответствии с прямым указанием которого такая возможность допускалась. Возможность последующего одобрения ничтожной сделки вызывала некоторые затруднения судебной практики, так как она не вполне соответствовала общим принципам гражданского права. Однако в подавляющем большинстве случаев арбитражные суды руководствовались обязательным для них указанием Пленума ВАС РФ и ВС РФ.

Новый Закон об АО снимает проблему последующего одобрения крупной сделки, так как в соответствии с его п. 6 ст. 79 данная сделка является оспоримой. И наоборот, исключает возможность последующего одобрения сделки с заинтересованностью. В силу п. 1 ст. 83 нового Закона об АО сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, должна быть одобрена до ее совершения советом директоров общества или общим собранием акционеров.

Непонятно, в связи с чем законодателем исключена возможность последующего одобрения оспоримой сделки с заинтересованностью. Однако представляется, что данное обстоятельство в значительной степени изменит прежнюю судебно-арбитражную практику, в которой широко использовалась возможность прямого или косвенного последующего одобрения сделок с заинтересованностью.

Новым Законом об АО изменена неудачная формулировка ч. 19 п. 1 ст. 48 старого Закона об АО, в соответствии с которой к компетенции общего собрания акционеров был отнесен вопрос принятия решения не только о приобретении акций общества, но и о выкупе размещенных акций общества.

Действительно, выкуп обществом акций осуществляется не на основании соответствующего решения собрания акционеров, а в результате иных предусмотренных ст. 75 Закона решений собрания, когда акционеры голосовали против данных решений или не участвовали в голосовании.

В связи с этим новый Закон об АО исключил из компетенции общего собрания акционеров вопрос принятия решения о выкупе размещенных акций общества.

Вопросы компетенции общего собрания акционеров общества разделяются на три категории: те, которые могут быть приняты только собранием акционеров, те, что могут быть приняты собранием исключительно в случае, когда положительное решение по ним не принято советом директоров, и те, которые принимаются собранием, если уставом общества они не отнесены к компетенции совета директоров.

Так, в соответствии с п. 2 ст. 79 нового Закона об АО решение об одобрении крупной сделки, предметом которой является имущество стоимостью от 25 до 50 процентов балансовой стоимости активов общества, принимается советом директоров единогласным решением. Если единогласие совета директоров общества по данному вопросу не достигнуто, по решению совета директоров вопрос об одобрении крупной сделки может быть вынесен на решение общего собрания акционеров.

Тем самым данный вопрос может решаться собранием акционеров только в случае, когда совет директоров общества предварительно его рассматривал и не принял положительного решения.

Решение об увеличении уставного капитала общества в некоторых случаях может быть принято советом директоров общества, если это предусмотрено его уставом. В противном случае данные решения принимаются собранием.

В силу п. 2 ст. 12, ст. 28, ст. 39 нового Закона об АО решение об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций по закрытой подписке во всех случаях может приниматься только решением собрания акционеров. Увеличение уставного капитала путем размещения акций по открытой подписке может быть осуществлено по решению совета директоров (если это предусмотрено уставом) только в случае размещения не более 25 процентов акций от количества ранее размещенных акций. Если в условиях выпуска дополнительных акций допускается возможность размещения по открытой подписке большего количества акций, то решение может быть принято исключительно общим собранием акционеров. Уставом общества может быть предусмотрено увеличение уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций за счет его имущества по решению совета директоров общества. В противном случае данное решение принимается общим собранием акционеров. Увеличение уставного капитала общества путем увеличения номинальной стоимости акций возможно исключительно по решению собрания акционеров.

В соответствии с ч. 8 п. 1 ст. 48, п. 3 ст. 69 нового Закона об АО образование как единоличного, так и коллегиального исполнительного органа общества, а также досрочное прекращение их полномочий может быть отнесено уставом общества к компетенции его совета директоров. В противном случае данные решения принимаются общим собранием акционеров.

В связи с вышеизложенным возникает вопрос, возможно ли предусмотреть уставом иное распределение компетенции между собранием акционеров и советом директоров по вопросам образования и досрочного прекращения полномочий исполнительных органов общества. Например, насколько допустимо предусмотреть уставом общества, что назначение генерального директора осуществляется советом директоров, а досрочное прекращение его полномочий — общим собранием акционеров.

Видится, что такой порядок не может быть установлен уставом общества, так как в этом случае он будет противоречить ч. 8 п. 1 ст. 48, п. 3 ст. 69 нового Закона об АО, нормы которых не допускают разделение вопросов образования и досрочного прекращения полномочий исполнительных органов общества между собранием и советом директоров. Указанные режимы предполагают, что до- срочно прекратить полномочия генерального директора (членов правления) общества вправе только тот орган, который осуществил их назначение (за исключением случаев, прямо предусмотренных п. 4 ст. 69 нового Закона об АО).

Следует обратить внимание на то, что новым Законом об АО изменен порядок распределения компетенции между собранием акционеров и советом директоров по вопросу принятия решения о приобретении обществом своих размещенных акций.

Так, в соответствии с п. 1, п. 2 ст. 72 старого Закона об АО решение о приобретении обществом акций в целях уменьшения уставного капитала было отнесено к компетенции общего собрания акционеров, тогда как решение о приобретении размещенных акций не в целях их погашения в момент настоящего приобретения относилось к исключительной компетенции совета директоров общества.

В силу п. 1, п. 2 ст. 72 нового Закона об АО приобретение размещенных акций в обоих случаях отнесено к компетенции собрания акционеров. Однако вопрос принятия решения о приобретении обществом размещенных акций не в целях уменьшения уставного капитала общества может быть отнесен уставом общества к компетенции совета директоров.