Холдинги, финансово-промышленные и банковские группы
Холдинги
Какая компания может быть холдингом
Виды холдингов
Создание холдингов
Причины и преимущества создания холдингов
Финансово-промышленные группы
Банковские группы и банковские холдинги
В развитом рыночном хозяйстве большое распространение и немалое значение имеют всевозможные объединения компаний, в которых одна компания так или иначе контролирует деятельность других компаний или специально создает их. Речь идет о холдингах, финансово-промышленных и банковских группах и других объединениях компаний. Основной вопрос, который возник при появлении данного рода объединений, - являются ли они субъектами гражданского права? Чтобы ответить на него, необходимо определить, являются ли они юридическими лицами, т.е. отвечают ли эти объединения тем признакам, которые указывает Гражданский кодекс РФ для признания того или иного образования юридическим лицом, а именно: организационное единство, имущественная обособленность, самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам и способность выступать в гражданском обороте и при разрешении споров в судах от собственного имени.
Холдинги
Холдинги имеют огромное значение в экономике западных стран, многолетнюю историю (первые холдинги были созданы еще в начале XX столетия) и в большинстве стран находят четкое законодательное закрепление. Процесс создания холдингов в Российской Федерации связан со структурной перестройкой экономики и широкомасштабной приватизацией государственных предприятий. Однако в силу того, что холдинги - довольно молодое явление в российской экономике, их правовой статус, процесс создания и функционирования до сих пор четко не определены на законодательном уровне, в том числе и в Гражданском кодексе РФ, где ничего не указано об этой разновидности объединений компаний. По этой же причине в юридической литературе нет единого мнения по поводу того, что считать холдингом и каков его правовой статус. Прежде всего необходимо отметить, что понятие "холдинг" имеет больше экономическое содержание, нежели юридический смысл, что также сказывается на юридическом определении понятия холдинга.
Поскольку статус холдинга (холдинговой компании) не определен на уровне закона, в российской юридической теории часто дается определение, которое содержится во Временном положении о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, утвержденном Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. N 1392.
Согласно п.1.1 Временного положения холдинговой компанией признается предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий. Под "контрольным пакетом акций" понимается любая форма участия в капитале предприятия, которая обеспечивает безусловное право принятия или отклонения определенных решений на общем собрании его участников (акционеров, пайщиков) и в его органах управления.
Это же определение дается и в других юридических источниках*(1).
Это определение, однако, не отражает всего содержания понятия холдинга и холдинговой компании. Само понятие "холдинг" происходит от английского слова holder, что означает держатель, ибо такие "держательские" компании, или холдинги, держат крупные пакеты акций или долей в уставном капитале многочисленных дочерних компаний. Экономический же смысл холдингов гораздо глубже и заключается не столько в фактическом удержании головной компанией крупного пакета акций дочерних компаний, сколько в осуществлении управления и контроля над другими компаниями. Согласно этому как в российской, так и в западной юридической литературе можно встретить различные определения понятия холдингов, которые отражают либо оба критерия, по которым компании можно относить к холдингам, либо только один из них. Так, Временное положение указывает на простое удержание контрольного пакета акций других компаний. Согласно Большой советской энциклопедии холдингом или холдинговой компанией является держательская компания, владеющая контрольными пакетами акций других компаний с целью контроля и управления их деятельностью.
Согласно некоторым западным источникам холдингом также является головная или материнская компания, которая контролирует другие компании посредством удержания их акций*(2), или компания, деятельность которой сводится к владению долями в других компаниях и осуществлению управления ими*(3). Иногда в основу понятия "холдинг" ставят только второй критерий, согласно которому холдингом является компания, которая выполняет функции координации и управления одной или более компаниями*(4). Причем эти функции холдинговая компания может выполнять как в силу ее участия в уставном капитале других компаний, так и в силу особых договорных отношений между компаниями. По этому же пути идут и немецкое законодательство и практика, согласно которым холдинг (концерн по немецкому праву) образуется тогда, когда доминирующая и доминируемая компания находятся под единым управлением. Связанные компании будут считаться находящимися под единым управлением, если одна компания имеет преобладающее участие в уставном капитале другой компании, или же компании заключили между собой договор, согласно которому одна компания имеет возможность контролировать другую компанию*(5).
Таким образом, мы можем заключить, что холдинг образуется тогда, когда одна компания (дочерняя) зависит от другой (основной), которая выполняет по отношению к ней контрольные и управленческие функции, что сложилось либо в силу участия одной компании в уставном капитале другой (удержания контрольного пакета акций или долей), либо в силу особых контрактных положений между компаниями, вне зависимости от того, называют ли компании себя холдингами или нет. Именно этим холдинги отличаются от инвестиционных компаний, которые вкладывают средства в другие компании, в том числе и путем приобретения их акций (долей), в собственных интересах ради получения прибыли. Холдинги же путем приобретения акций (долей) других компаний желают получить именно контроль над другими компаниями.
Какая компания может быть холдингом
Прежде всего необходимо отметить, что некоторые положения Временного положения о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, уже устарели и не соответствуют действительности. Особенно в отношении того, какие компании могут стать холдинговыми. Это связано прежде всего с тем, что при приватизации государственных предприятий возникла необходимость закрепить контрольный пакет их акций в федеральной собственности для осуществления контроля над ними. Таким образом, контрольные пакеты акций подобных предприятий передавались холдинговым компаниям, учредителями которых являлись Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом, комитеты по управлению имуществом национально-государственных, и административно-территориальных образований. По сути, все холдинговые компании являлись государственными и не могли находиться в частных руках. Холдинги, таким образом, явились эффективным средством олигархии для контроля национальной экономики.
Хотя до сих пор большое количество холдингов, в особенности в России, находится в собственности государства, основная часть их во всем мире является все-таки частными компаниями, созданными в той или иной организационно-правовой форме.
Временное положение указывает, что холдинговые компании могут создаваться только в форме акционерных обществ открытого типа. Это положение также не соответствует современным потребностям экономики и тенденциям развития законодательства, которые позволяют создавать холдинги и в других организационно-правовых формах, как, например, закрытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью. Холдингом, в принципе, можно считать и индивидуального предпринимателя, скупившего акции (доли) других компаний и осуществляющего управление и контроль над ними. По крайней мере в западных странах холдинги могут создаваться в любой из вышеупомянутых форм.
Однако компании не всех организационно-правовых форм могут стать холдингами.
Считается, что холдингом может быть только компания, которая имеет возможность приобрести контролирующее участие в других компаниях и возможность осуществлять предпринимательскую деятельность*(6). Такой компанией может быть только "компания капитала", т.е. компания, имеющая уставный капитал, финансовые активы. Такими компаниями являются простые товарищества, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, кооперативы. Соответственно, компании, не имеющие капитала, не могут стать холдингами (как, например, ассоциации, некоммерческие общественные объединения и всевозможные организации, кроме банковских организаций, и т.д.)
Холдинги также могут создаваться в различных сферах экономики. Законодательство западных стран не содержит каких-либо запретов на этот счет. Временное положение, однако, не допускает создание холдингов в определенных сферах деятельности (отраслях), таких, например, как торговля товарами производственно-технического назначения и потребительскими товарами, сельскохозяйственное производство и переработка сельскохозяйственной продукции, общественное питание и бытовое обслуживание населения, транспорт и т.д. Однако эта норма также устарела и не исключает создания холдингов в этих сферах.
Виды холдингов
Холдинги (холдинговые компании) можно разделить на группы по различным основаниям.
1. Холдинги по закону, по факту и по контракту.
а) Если одна компания имеет в уставном капитале другой компании заведомо преобладающее участие (50% плюс одна акция или 51% долей участия или более), то это дает ей в силу закона решающий голос в управлении делами, вне зависимости от других обстоятельств, как, например, перераспределение акций (долей) между другими акционерами (участниками). Такой холдинг будет считаться созданным в силу закона.
б) Преобладающее участие очень часто - вопрос не столько закона, сколько факта. В некоторых компаниях с большим количеством акционеров для контроля может оказаться достаточным и 5-10% акций. Иначе говоря, если акционер владеет пакетом акций, который превышает количество акций, имеющихся у любого из других акционеров, это позволяет ему влиять на решения компании и таким образом контролировать ее деятельность. Такие холдинги будут считаться холдингами по факту. Большинство холдингов создаются именно таким образом.
в) Холдинги по контракту являются изобретением немецкого права, которое было заимствовано, хотя и в не такой большой степени, другими странами, в том числе и Россией. В Германии эта идея получила законодательное закрепление. Наиболее развитым и полным регулированием такого рода отношений стала книга III Германского закона об акционерных обществах 1965 г., являющегося основанием для создания подобных актов в других государствах. Целый раздел и некоторые статьи этого закона посвящены именно концернам, создаваемым путем заключения контракта о подчинении одной компании другой или о контроле одной компании другой (beherrshungsvertrag), согласно которому доминирующая компания имеет право давать обязательные к исполнению инструкции (указания) административным органам другой компании, касающиеся управления компанией, что дает ей фактически право контролировать деятельность другой компании. Подобный контракт должен быть зарегистрирован в Торговом реестре Германии, что фактически означает создание концерна в немецком понимании этого термина. В остальных системах права, включая и российскую, эта идея не закреплена в законодательном порядке, что, однако, не исключает возможности заключения контрактов между компаниями, согласно которому или отдельным положениям которого одна из них приобретает право давать указания другой и таким образом контролировать и управлять ею.
2. Чистые и смешанные холдинги.
Это две очень широкие категории холдингов. "Чистый холдинг", когда материнская компания напрямую не ведет какой-либо коммерческой или производственной деятельности, осуществляет контроль и управление другими компаниями, в которых она принимает участие. Иными словами, холдинговая компания ведет коммерческую деятельность опосредованно, т.е. через дочерние компании, которые будут считаться в этом случае производственными компаниями.
"Смешанный холдинг"- это когда материнская компания наряду с осуществлением функций контроля и управления другими компаниями непосредственно вовлечена в коммерческую и производственную деятельность.
Большинство холдингов во всем мире являются "чистыми", т.е. занимающимися непосредственно только контролированием дочерних компаний, акции (доли) которых они удерживают. Холдинги по закону и по факту чаще всего являются именно такого рода холдингами, и фактически с самого начала своей деятельности занимаются только управлением другими компаниями.
Смешанным холдингом может, в принципе, стать любая производственная компания, которая приобретает акции (доли) других компаний и начинает осуществлять по отношению к ним контрольные функции. Трудно, однако, представить себе ситуацию, когда производственная компания перестает заниматься производством и коммерческой деятельностью, скупает акции других компаний и становится чистым холдингом. Хотя такая ситуация не исключена и не противоречит законодательству. Чистый холдинг может стать смешанным, если начнет напрямую заниматься коммерческой деятельностью.
Это еще раз подчеркивает, что нет особого различия с точки зрения гражданского законодательства между статусом холдинговой компании и статусом обычной производственной компании, т.к. одна из них может на любом этапе перерасти в другую без всякого изменения статуса и организационно-правовой формы. Все они в равной мере будут юридическими лицами и субъектами гражданского права.
На основе этого же критерия Временное положение предусматривает создание двух видов холдингов:
холдинговые компании, ведущие все виды предпринимательской деятельности, в том числе инвестиционную;
холдинговые компании, осуществляющие исключительно инвестиционную деятельность (финансовые холдинги).
3. Частные и государственные холдинги.
Холдинги, учредители (акционеры, участники) которого - частные лица (юридические или физические), являются частными холдингами. В основном их учредителями являются другие компании, т.е. юридические лица.
Холдинги, большая доля которых находится в собственности государства, что позволяет государству контролировать такой холдинг, это государственные холдинги.
В Российской Федерации холдинговые компании стали возникать в связи с приватизацией государственных предприятий и необходимостью закрепить контрольный пакет их акций в собственности государства, поэтому первые холдинги были именно государственными. Несмотря на появление в последние годы множества частных холдингов, большая доля в крупных холдинговых компаниях, особенно в нефтяном, газовом, энергетическом секторах (Газпром, Лукойл, ТНК, РАО ЕЭС и т.д.) и других важных сферах экономики, принадлежит государству, что позволяет ему осуществлять контроль над ними.
Во многих европейских странах крупные холдинговые корпорации, работающие в сфере природных ресурсов и других важных сферах национальной экономики, являются государственными (public holdings). Однако в последнее время появилась тенденция к разгосударствлению и приватизации таких корпораций и продаже крупных долей в них, принадлежащих государству, в частные руки, что является одним из средств пополнения национальной казны. Так, например, в Италии в процессе проводимой в стране приватизации многие крупные государственные монополии превращаются в частные монополии. Такие крупные холдинги, как Национальный Банк Труда (Banca Nazionale del Lavoro), Эни (Eni) - крупнейший нефтяной и газовый конгломерат, Энел (Enel) - энергетическая компания, Ири (Iri), владеющая многими крупными компаниями Италии в сфере авиации, транспорта, торговли и т.д., находятся в стадии продажи долей, принадлежащих государству, в частные руки*(7).
Создание холдингов
Холдинговые компании могут быть созданы одним из следующих способов:
1) при преобразовании крупных компаний с выделением из их состава подразделений в качестве юридически самостоятельных (дочерних) компаний, контрольные пакеты акций которых закрепляются в собственности головных компаний;
2) при объединении пакетов акций юридически самостоятельных компаний и передаче этих пакетов акций холдинговой компании;
3) при покупке существующей компанией пакета акций других компаний, которые становятся дочерними по отношению к ней;
4) при учреждении новых компаний, которые с момента учреждения приобретают доминирующее участие в других компаниях;
5) при заключении договора о подчинении одной компании другой, согласно которому управляющей компании передаются полномочия исполнительного органа управляемой компании.
Не исключены и другие способы создания холдинговых компаний.
Причины и преимущества создания холдингов
1. Приобретение компаний через холдинги проще и менее затратно, чем приобретение активов таких компаний. Возможность такой юридической конструкции дает возможность крупным капиталистам приобретать существующие компании, обращая их в свои дочерние компании, не платя полной стоимости таких компаний, ведь для установления контроля и управления необходимо лишь наличие контрольного пакета акций (50% + 1), а в условиях, когда присутствует очень много мелких акционеров, достаточно и менее (50% + 1 голос). Таким образом, путем приобретения контрольного пакета акций холдинговая компания получает возможность контролировать и управлять другой компанией, и этот путь намного дешевле, чем покупка целой компании.
2. Компании, контрольные пакеты акций которых скупаются холдингами, сохраняют свое имя и коммерческий имидж, цели и виды своей деятельности. Это очень важно, когда имя компании, пакет акций которой покупается холдингом, уже очень известно на определенном рынке, и было бы нежелательно его менять.
3. Распределение коммерческого риска. Это актуально тогда, когда холдинговая компания владеет пакетами акций компаний, вовлеченных в различные секторы экономики или работающих на различных национальных рынках. Эта тенденция получила в последние десятилетия XX в. огромный размах, когда одна компания стала приобретать управление и контроль над другими компаниями, действующими в совершенно различных сферах экономики. Например, американская нефтяная корпорация "Галф ойл" присоединяет к себе крупнейший в мире цирк. Другая американская компания "Текстрон", ранее занимавшаяся только выпуском текстильной продукции, в последующие десятилетия приобрела контроль над сотнями других компаний, выпускающими более 70 видов товаров: от вертолетов до кормов для домашней птицы. Диверсификация позволяет обществам получать устойчивую прибыль, даже если произойдет падение спроса на отдельные виды продукции, т.к. доходы от другой хозяйственной деятельности перекроют убытки*(8). Если в одном секторе или на определенном рынке наблюдаются проблемы и снижение прибыли, холдинговая компания может переключить свои интересы и сконцентрироваться на других отраслях или рынках. Более того, каждая компания, входящая в холдинговую группу, является по отношению к третьим лицам отдельным субъектом права и несет ответственность перед этими третьими лицами за долги отдельно от других компаний в группе.
4. Дочерние компании являются отдельными юридическими лицами и не растворяются в одной большой компании. Холдинговая компания имеет лишь долю в них. Любая из дочерних компаний может быть легко продана.
5. Поскольку дочерние компании являются отдельными юридическими лицами, холдинговая компания может приобретать новые виды бизнеса (новые компании) путем их поглощения или слияния с дочерними компаниями.
Наряду с преимуществами конструкция холдинговых групп и появление экономически зависимых юридических лиц могут также представлять неудобства как для экономических магнатов, так и для мелких акционеров и для всего общества в целом.
Для экономических магнатов основной проблемой создания самостоятельных юридических лиц является двойное налогообложение. "Дочерняя компания, получив прибыль, должна платить государству налог с дохода. Нередко по распоряжению материнского общества вся или часть этой прибыли передаются головному обществу. В отчетности последнего указанные суммы также фигурируют в качестве доходов и, следовательно, подлежат новому обложению налогом. С точки зрения капиталистов, здесь происходит форменное ограбление, поскольку один и тот же доход дважды облагается налогом"*(9). Если при открытии филиала иностранного юридического лица ему предоставляются льготы, то при учреждении дочернего общества такие льготы не предоставляются.
Создание дочерних обществ создает также целый комплекс юридических, бухгалтерских и налоговых отношений, в частности отношений управления в компаниях, защиты прав мелких акционеров, проблемы избежания ответственности и злоупотреблений при банкротстве, антимонопольное регулирование, трудовые отношения, влияние транснациональных корпораций на национальное законодательство и др.
Однако существование некоторого рода неудобств при создании холдингов и появлении таким образом зависимости одних компаний от других не может превзойти целого ряда вышеуказанных преимуществ их создания.
Финансово-промышленные группы
В настоящее время в России имеется мощный, но не удовлетворяющий в достаточной степени потребностям общества промышленный комплекс. Его состояние усугубилось разрушением существовавших при плановой экономике хозяйственных связей, отсутствием зрелой рыночной инфраструктуры, потерей российскими товаропроизводителями значительной части внутреннего рынка, резким сокращением платежеспособного спроса, инфляцией, недостаточно быстрым формированием эффективных финансово-кредитных институтов, обострением проблемы взаимной задолженности предприятий.
Сложившаяся в промышленности ситуация создала предпосылки для образования финансово-промышленных групп в Российской Федерации. В 1994 г. зарегистрированы первые финансово-промышленные группы.
Финансово-промышленные группы напоминают по своей структуре холдинговые группы, т.е. головная (холдинговая) компания и подконтрольные ему дочерние компании. Однако несмотря на их близость, они все-таки являются различными образованиями, имеют различный статус. Статус финансово-промышленной группы несовместим со статусом холдинговой компании, как указывается в письме Госкомимущества РФ от 17 октября 1994 г. N ПМ-35/8814 "О некоторых нормах, регулирующих создание финансово-промышленных групп и холдинговых компаний". Если цель создания холдинговой компании - контроль над зависимыми компаниями, ФПГ не ставит перед собой задачу контролировать входящие в ее состав компании. Основной задачей ФПГ является повышение эффективности деятельности компаний путем их вхождения в группу и объединения усилий.
Согласно Федеральному закону от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах" под финансово-промышленной группой понимается совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо объединивших полностью или частично свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности, эффективности производства, расширение рынков сбыта товаров и услуг, создание рациональных технологических и кооперационных связей, увеличение экспортного потенциала, ускорение научно-технического прогресса, конверсии оборонных предприятий и привлечение инвестиций, создание новых рабочих мест.
Таким образом, ФПГ представляет собой группу предприятий, учреждений, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов, объединивших свои капиталы на определенных условиях. Совокупность юридических лиц, образующих финансово-промышленную группу, приобретает статус финансово-промышленной группы с момента ее государственной регистрации и внесения в государственный реестр финансово-промышленных групп. Несмотря на то, что ФПГ подлежит государственной регистрации, она не становится отдельным юридическим лицом. ФПГ состоит из участников - самостоятельных юридических лиц, являющихся самостоятельными субъектами права, и под деятельностью финансово-промышленной группы понимается деятельность ее участников.
Участниками финансово-промышленной группы признаются юридические лица, подписавшие договор о создании финансово-промышленной группы, и учрежденная ими центральная компания финансово-промышленной группы, либо основное и дочерние общества, образующие финансово-промышленную группу.
Центральная компания финансово-промышленной группы является юридическим лицом, учрежденным всеми участниками договора о создании финансово-промышленной группы или являющимся по отношению к ним основным обществом и уполномоченным в силу закона или договора на ведение дел финансово-промышленной группы. Регистрация вновь учрежденной центральной компании финансово-промышленной группы осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для регистрации юридических лиц.
Центральная компания финансово-промышленной группы является, как правило, инвестиционным институтом. Допускается создание центральной компании финансово-промышленной группы в форме хозяйственного общества, а также ассоциации, союза.
Центральная компания финансово-промышленной группы в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, другими законодательными актами РФ, договором о создании финансово-промышленной группы:
выступает от имени участников финансово-промышленной группы в отношениях, связанных с созданием и деятельностью финансово-промышленной группы;
ведет сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс финансово-промышленной группы;
готовит ежегодный отчет о деятельности финансово-промышленной группы;
выполняет в интересах участников финансово-промышленной группы отдельные банковские операции в соответствии с законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности.
В состав финансово-промышленной группы могут входить коммерческие и некоммерческие организации, кредитно-финансовые и иные учреждения, инвестиционные институты, организации, в том числе и иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений). Формирование ФПГ может происходить как в добровольном порядке, так и в административном (по решению правительства, межправительственному соглашению).
Таким образом, состав участников и организационно-правовые формы ФПГ могут быть разнообразными, учитывающими этапы полного цикла воспроизводства, финансовый и научно-производственный потенциал предприятий, их роль в овладении конкретными сегментами рынка. Основные варианты состоят в объединении участников ФПГ вокруг промышленного предприятия, научно-исследовательской или конструкторской организации, коммерческого банка, торговой фирмы.
ФПГ могут также различаться:
а) по формам производственной интеграции (вертикальная, горизонтальная, конгломерат);
б) по отраслевой принадлежности (межотраслевые, отраслевые);
в) по масштабам деятельности (международные, республиканские, региональные);
г) по степени диверсификации (многопрофильные, монопрофильные).
Имеется некоторая специфика формирования ФПГ в добровольном порядке. Так, участники ФПГ учреждают акционерное общество открытого типа, на которое в соответствии с договором возлагаются функции головной компании. Эти функции может выполнять любой из участников ФПГ, получающий контроль над остальными входящими в ФПГ участниками. При вхождении в состав такой ФПГ юридических лиц они должны делегировать на договорной основе вопросы принятия решений, распоряжения собственностью и доходами, что ведет во многих случаях к подчинению своих интересов интересам объединения. Установлены некоторые ограничения при формировании ФПГ в добровольном порядке:
не допускается передача акций в доверительное управление предприятию или приобретение акций предприятием, в уставных капиталах которых доля государственной собственности (и общественной) превышает 25%;
доля государственной собственности в объединенном капитале ФПГ не должна превышать 25%;
невозможно участие в составе ФПГ финансовых холдингов и иных объединений, имеющих материальные активы менее 50% своего капитала;
не допускается перекрестное владение акциями участниками ФПГ;
кредитно-финансовые учреждения, входящие в ФПГ, могут владеть лишь не более чем 10% акций любого предприятия - участника данной ФПГ, а также вкладывать в акции предприятий ФПГ не более 10% своих активов.
При формировании ФПГ в добровольном порядке по ряду позиций необходимо согласие некоторых государственных органов (антимонопольного комитета, комитета по управлению госимуществом) и руководителя исполнительной власти субъектов РФ, на территории которого расположены участники ФПГ. Данное согласие необходимо:
при вхождении в состав ФПГ предприятия с числом занятых более 25 тыс. человек, а также предприятия, занимающего доминирующее положение на отечественном рынке;
при вхождении в состав ФПГ более 20 предприятий и суммарной численностью занятых на всех предприятиях ФПГ более 100 тыс. человек;
приобретение ФПГ акций предприятий - участников других ФПГ.
Формирование в нашей стране ФПГ имеет большие перспективы, поскольку они (наряду с холдингами) позволяют сохранить и значительно усилить конкурентоспособность крупных производственных комплексов. В перспективе численность крупных и мощных ФПГ в отечественной экономике должна быть в пределах 150. Формирование в нашей стране ФПГ, как предполагается, сможет влиять на стабилизацию производства, усиление конкурентного характера экономических отношений, ускорение научно-технического развития, финансовую стабилизацию. По мощности данные ФПГ должны быть сопоставимы с ведущими зарубежными корпоративными объединениями, которые являются крупнейшими научно-производственными комплексами.
Создание холдинговых компаний и финансово-промышленных групп в нашей стране происходит прежде всего в сферах, определяющих научный, производственный, оборонный и экспортный потенциал Российской Федерации, таких, как нефте- и газодобыча и переработка, металлургия и машиностроение, лесная и деревообрабатывающая промышленность, угледобыча, производство стройматериалов, сырьевая и обрабатывающая промышленность, пищевая и легкая промышленность и другие отрасли национальной экономики, в которых холдинги и финансово-промышленные группы станут ведущим способом осуществления крупных инвестиционных проектов по их модернизации. В ведущих отраслях промышленности имеются достаточные организационно-экономические предпосылки для развертывания этой работы с привлечением крупных акционированных предприятий и коммерческих банков.
Банковские группы и банковские холдинги
В целях контроля за деятельностью банков и их объединений Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" закрепил понятия банковской группы и банковского холдинга.
Банковской группой признается не являющееся юридическим лицом объединение кредитных организаций, в котором одна (головная) кредитная организация оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления другой (других) кредитной организации (кредитных организаций).
Банковским холдингом признается не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц с участием кредитной организации (кредитных организаций), в котором юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (головная организация банковского холдинга), имеет возможность прямо или косвенно (через третье лицо) оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации (кредитных организаций)*(10).
Под существенным влиянием понимаются возможность определять решения, принимаемые органами управления юридического лица, условия ведения им предпринимательской деятельности по причине участия в его уставном капитале и (или) в соответствии с условиями договора, заключаемого между юридическими лицами, входящими в состав банковской группы и (или) в состав банковского холдинга, назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа юридического лица, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета) юридического лица.
Отношения между организациями, входящими в состав банковской группы и банковского холдинга, подходят под отношения основной и дочерней компании, рассмотренные при описании холдингов. Особенностью является то, что банковской группой и банковским холдингом принято называть все объединение, а не только основное общество, как в России называют холдинговую компанию. В мировой практике холдингом может называться либо основная компания, либо все объединение, тем не менее внутри одной страны в целях единообразного понимания необходимо применять единый подход при определении какого-либо понятия.
Причиной создания банковских групп и банковских холдингов и их закрепления на законодательном уровне явилась, во-первых, тенденция к укрупнению банков путем скупки более мелких участников рынка. Это очень четко прослеживается на американском рынке банковских услуг, где мелкие банки объединяются в банковские группы для выживания или же скупаются более крупными банковскими корпорациями. В США был принят специальный закон о банковской холдинговой компании, который определяет объем их операций на национальном уровне. Российское право пошло по тому же пути и закрепило понятия банковских групп и банковских холдингов на уровне закона, однако не путем издания специального закона, а их включения в имеющийся Закон о банках и банковской деятельности. Второй причиной явилась необходимость учета и контроля таких объединений со стороны государственных органов, в частности Центрального банка РФ, что позволяет предотвратить злоупотребления со стороны финансовых магнатов.
Так, головная кредитная организация банковской группы, головная организация банковского холдинга обязаны уведомить Банк России в порядке, им установленном, об образовании банковской группы, банковского холдинга. Также головная кредитная организация банковской группы, головная организация банковского холдинга (управляющая компания банковского холдинга) составляют и представляют в Банк России в целях осуществления надзора за деятельностью кредитных организаций на консолидированной основе в порядке, определяемом Банком России, консолидированную отчетность о деятельности банковской группы и консолидированную отчетность о деятельности банковского холдинга, каждая из которых включает консолидированный бухгалтерский отчет, консолидированный отчет о прибылях и убытках, а также расчет рисков на консолидированной основе.
Для целей составления, представления и опубликования консолидированной отчетности о деятельности банковской группы в состав указанной отчетности должна быть включена отчетность иных юридических лиц, в отношении которых кредитные организации, входящие в состав банковской группы, могут оказывать существенное (прямое или косвенное) влияние на деятельность и решения, принимаемые органами управления указанных юридических лиц.
Коммерческая организация, которая может быть признана головной организацией банковского холдинга, в целях управления деятельностью всех кредитных организаций, входящих в банковский холдинг, вправе создать управляющую компанию банковского холдинга. В этом случае управляющая компания банковского холдинга исполняет обязанности, которые в соответствии с законом возлагаются на головную организацию банковского холдинга. Управляющей компанией банковского холдинга признается хозяйственное общество, основной деятельностью которого является управление деятельностью кредитных организаций, входящих в банковский холдинг. Управляющая компания банковского холдинга не вправе заниматься страховой, банковской, производственной и торговой деятельностью. Коммерческая организация, которая может быть признана головной организацией банковского холдинга, обязана иметь возможность определять решения управляющей компании банковского холдинга по вопросам, отнесенным к компетенции собрания ее учредителей (участников), в том числе о ее реорганизации и ликвидации.
Согласно Программе "О мерах по реструктуризации банковской системы Российской Федерации" работы по определению порядка создания, лицензирования и надзора за деятельностью банковских холдинговых компаний, уточнению порядка участия банков в деятельности финансово-промышленных групп должны быть продолжены. Для усиления контроля за рисками банковских групп на основе консолидации их собственных рисков и рисков дочерних и зависимых от них организаций подготовлены предложения, предусматривающие регулирование деятельности банковских холдинговых групп, а также Положение Банка России от 5 августа 1999 г. N 85-П "О порядке использования отчетных данных участников группы - некредитных организаций при составлении кредитными организациями консолидированной отчетности". Все это говорит о том, что государство придает большое значение развитию данных институтов и признает их важность для развития национальной экономики.
М.Ю. Зиновьева,
генеральный директор ООО Юридическая фирма "Лига Лайф",
специалист по гражданскому праву, кандидат юридических наук
"Право и экономика", N 4, апрель 2003 г.
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————
*(1) См, например, Энциклопедический юридический словарь / Под общ. ред. В.Е.Крутских. 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 1999. - С.352-353.
*(2) Enciclopedia dell'economia. Garzanti Еditore. S.p.a. 1st edition. Milan, Italy, 1992. P. 536.
*(3) Black's Law Dictionary. Sixth edition. West Publishing Co. St. Paul, Minn., USA, 1990. P. 731.
*(4) Franchesco Galgano. I gruppi di societа. ITET. Torino, Italy, 2001. P. 179.
*(5) Baumbach/Hueck. Kommentar, GmbH-Gesetz, GmbH-Konzernrecht. 16th Edition. Mьnchen, Germany, 1996. Sides 1385-1386.
*(6) Franchesco Galgano. I gruppi di societа. ITET. Torino, Italy, 2001. P.179
*(7) David Lane. Everything must go. Financial Times. December 16, 1998. P.4.
*(8) Кулагин М.И. Избранные труды. - М.: Статут, 1997. - С.132.
*(9) Кулагин М.И. Указ. раб. - С.27.
*(10) Статья 4
Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в ред.
Федерального закона от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ с изм. и доп. от 19
июня 2001 г.) // СЗ РФ. - 2001. - 26. - N Ст.2586.