Акционерные общества работников (народные предприятия)

в России и за рубежом

 

Мировая практика показывает, что предприятий, в той или иной форме принадлежащих их работникам, становится все больше. И Россия не может стоять в стороне от этого прогрессивного общественно-экономического явления.

Сегодня в России предлагаются различные методы возрождения экономики, но теоретический анализ и практический опыт свидетельствуют о том, что наиболее эффективное хозяйствование там, где обеспечивается максимальное интегрирование собственности, труда и управления.

Возможность выхода из кризиса имущественных отношений на небольших и средних российских предприятиях предусмотрена Федеральным законом от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)"*(1) (далее - Закон о народных предприятиях), инициатором разработки которого стала Международная ассоциация предприятий с собственностью работников (МАПСР).

Цель Закона - расковать инициативу работников (от рабочего до руководителя), прекратив их отчуждение от средств производства и конечных результатов труда. Концептуальные принципы деятельности акционерных обществ работников, именуемых в тексте Закона "народными предприятиями", разработаны на основе законодательной практики западных стран и опыта США. Они соотнесены с нормами Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"*(2). Авторы концепции исходили также из практической деятельности российских предприятий, большая часть уставного капитала которых принадлежит работникам.

Возможность принятия специального закона о народных предприятиях (далее - НП) предусмотрена п.2 ст.1 ФЗ "Об акционерных обществах", где дается указание на "иные федеральные законы", регулирующие деятельность акционерных обществ, имеющих некоторые особенности по сравнению с общими положениями данного Закона.

Нормы статьи 1 Закона о народных предприятиях определяют правовой статус данного акционерного общества работников как разновидность закрытого акционерного общества.

Народное предприятие имеет ряд принципиальных особенностей. Главные из них: работникам народного предприятия должно всегда принадлежать более 75 процентов уставного капитала, работников-неакционеров может быть не более десяти процентов от списочной численности всех работающих, одному работнику-акционеру не может принадлежать более пяти процентов от общего количества акций.

Для того чтобы выдержать эти нормы, Закон о народных предприятиях жестко регламентирует:

1) работник-акционер при своем увольнении по любым причинам обязан продать, а народное предприятие обязано купить принадлежащие ему акции;

2) работник-акционер может в течение года продать не более 20 процентов принадлежащих ему акций и только работникам народного предприятия.

Ограничивая некоторые права работника-акционера во владении акциями, Закон о народных предприятиях расширяет их в области реального участия в управлении предприятием, предоставляя ему право голоса при решении большого числа вопросов на общих собраниях акционеров вне зависимости от количества его акций. Одновременно для сбалансированности интересов разных групп акционеров народного предприятия такие вопросы, как определение приоритетных направлений деятельности, выкупной цены стоимости акций, ликвидация народного предприятия, решаются по принципу "одна акция - один голос". И самое главное - ежегодно выкупленные у уволившихся работников и "сторонних" акционеров, а также дополнительно выпущенные акции распределяются между всеми работниками (акционерами и неакционерами) безвозмездно, пропорционально их суммам оплат труда за прошедший финансовый год.

Нормы статей 2 и 3 Закона о народных предприятиях определяют порядок создания народного предприятия только путем преобразования производственного кооператива, общества с ограниченной ответственностью, хозяйственного товарищества, открытого и закрытого акционерных обществ.

Не допускается создание народного предприятия путем преобразования государственного или муниципального унитарного предприятия, открытого акционерного общества, работникам которого принадлежит менее 49 процентов уставного капитала.

В соответствии с п.2 ст.2 Закона о народных предприятиях юридическая инициатива его создания принадлежит участникам коммерческой организации, акционерам ЗАО и ОАО, членам производственного кооператива, участникам ООО или товарищества.

Согласно пункту 2 ст.68 ГК РФ при преобразовании товарищества в хозяйственное общество каждый полный товарищ, ставший акционером общества, в течение двух лет несет субсидиарную ответственность всем своим имуществом, в том числе личным, по обязательствам, перешедшим к обществу от товарищества. В связи с этим преобразование товарищества любого вида в народное предприятие крайне затруднительно.

Преобразование ООО в акционерное общество может быть осуществлено по единогласному решению его участников (п.8 ст.37 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью")*(3).

Порядок преобразования открытого АО в закрытое АО ФЗ "Об акционерных обществах" и другими правовыми актами РФ не оговаривается, однако из смысла п.3 ст.2 Закона о народных предприятиях следует, что в этом случае необходимо руководствоваться нормами п.3 и 4 ст.49 ФЗ "Об акционерных обществах". То есть решение о преобразовании ОАО или ЗАО в народное предприятие должно приниматься только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) большинством в три четверти голосов - владельцев голосующих акций, участвующих в общем собрании акционеров.

В соответствии с п.5 ст.2 участники (акционеры) и работники, согласившиеся создать народное предприятие, заключают договор о создании. В большинстве ЗАО и ОАО многие работники являются акционерами и выступают в этом случае в двух лицах. Очевидно, что для достижения взаимного согласия проект договора о создании НП должен быть разработан на самой ранней стадии принятия решений.

Договор о создании народного предприятия не только определяет отношения учредителей в период создания народного предприятия, но распространяет свое действие и на время его существования.

Подпункт 1 п.1 ст.3 Закона о народных предприятиях указывает на потенциальных акционеров НП. Ими могут быть:

- работники преобразуемой коммерческой организации, не являющиеся ее участниками (акционерами);

- работники преобразуемой коммерческой организации, являющиеся ее участниками (акционерами);

- участники (акционеры) преобразуемой коммерческой организации, не являющиеся ее работниками;

- физические лица, не являющиеся ни участниками (акционерами), ни работниками преобразуемой коммерческой организации;

- юридические лица, не являющиеся участниками (акционерами) преобразуемой коммерческой организации.

В учредители можно привлечь опытных менеджеров и специалистов "со стороны", часть акций НП может быть закреплена в федеральной или муниципальной собственности.

Принципиальное значение при подписании договора о создании НП имеет денежная оценка акций (долей, паев) преобразуемой коммерческой организации. Это главный вопрос, по которому участники (акционеры) и работники должны найти согласие для того, чтобы НП было создано.

Согласно пункту 2 ст.3 Закона о народных предприятиях договор о создании должен быть подписан всеми лицами, решившими стать акционерами народного предприятия.

Акционеры НП должны зафиксировать в уставе максимальную долю акций, которой могут владеть в совокупности юридические и физические лица, не являющиеся его работниками. Такая доля может колебаться в пределах от 0 до 25 процентов - одна акция. Максимальная доля акций одного работника-акционера не может быть более пяти процентов уставного капитала.

В Законе о народных предприятиях дается исчерпывающий перечень вопросов, по которым решение общего собрания акционеров принимается по принципу "один акционер - один голос". По остальным вопросам общее собрание акционеров НП обязано в соответствии с ФЗ "Об акционерных обществах" принимать решения по принципу "одна акция - один голос".

Закон о народных предприятиях сужает по сравнению с ФЗ "Об акционерных обществах" перечень вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания акционеров.

Согласно Закону органами формирования и выражения воли народного предприятия являются:

1) общее собрание акционеров;

2) наблюдательный совет;

3) генеральный директор;

4) ревизионная комиссия.

Отметим следующие особенности внесения вопросов для включения их в повестку дня общего собрания акционеров, а также выдвижения кандидатур в состав органов управления и контроля НП:

- вносить такие вопросы могут также акционеры числом более двух процентов от общей численности работников-акционеров;

- в список выдвигаемых акционерами кандидатур включены генеральный директор и председатель контрольной комиссии НП.

Согласно Закону о народных предприятиях генеральный директор принимает решения по всем вопросам деятельности, за исключением вопросов, отнесенных уставом к компетенции общего собрания акционеров и наблюдательного совета. Контрольная комиссия принимает решения по контролю за деятельностью НП и его должностных лиц, в том числе по соблюдению трудового законодательства и прав работников-акционеров.

К сожалению, современное российское законодательство не всегда обеспечивает эффективное развитие различных форм собственности работников. Анализ состояния немногочисленных народных предприятий в России позволяет сделать вывод о необходимости внесения соответствующих корректировок в налоговое и кредитное законодательство, аналогично применяемому в странах Европейского сообщества опыту формирования собственности персонала компании в виде акций (ESOP - Employee Stock Ownership Plan). Институт создания компенсационных планов внутри предприятий существует в ЕС и регулируется Директивой 97/7/ЕС*(4), согласно которой видом компенсационных планов являются коллективные инвестиции в ценные бумаги (UCITS)*(5). В соответствии с Директивой 88/202/ЕС*(6) коллективные инвестиции в ценные бумаги включают в себя:

- план формирования собственности персонала в виде акций (ESOP), осуществляемый на основе создания внутрифирменного финансового фонда на эти цели;

- опционные планы, согласно которым менеджер получает экономическую выгоду лишь в случае повышения курсовой стоимости акций;

- планы бонусов, выплачиваемых менеджерам акциями;

- планы компенсации фантомными акциями, согласно которым акции не переходят реально в собственность, но владельцу выплачиваются суммы, соразмерные дивидендам и росту курсовой стоимости закрепленных за ним акций.

ESOP как одна из наиболее известных схем участия работников в капитале своей компании реализуется в основном в США. Аналогичные предприятия функционируют во Франции, Италии, Испании, Японии и Китае.

ESOP предполагает, что работники наделяются акциями за счет доходов своего предприятия. Его владелец может самостоятельно принять решение о приобретении акций для своих работников, независимо от их желания. Купленные акции сосредотачиваются в специальном фонде (трасте), управление которым находится в руках менеджеров предприятия и представителей банка (если для приобретения акций работником была взята банковская ссуда). Представители работников входят в правление траста в очень редких случаях. Работники даже не имеют права голосовать своими акциями - они имеют право голоса только при решении вопросов о реорганизации и ликвидации компании.

Участие работников в голосовании акциями, приобретенными по схеме ESOP, существует только в открытых акционерных обществах, где оно прямо предусмотрено законом. Но такие общества составляют меньшинство среди американских корпораций.

Почему работники ESOP, как правило, не выступают против этой программы? Акции, накапливаемые в трасте, начисляемые на них дивиденды (используемые обычно для приобретения дополнительных акций) могут к моменту выхода работника на пенсию достичь весьма значительных размеров, особенно если компания работает успешно и курсовая стоимость акций растет. Выходя на пенсию, работник получает денежный эквивалент стоимости принадлежащих ему акций*(7).

Американское законодательство представляет для ESOP значительные налоговые льготы. Например, в случае предоставления банком кредита для покупки акций работниками по плану ESOP полученная банком от этой операции прибыль облагается налогом по 50-процентной ставке. Дивиденды на акции, если они расходуются на приобретение дополнительных акций работникам, не облагаются налогом.

Следует отметить некоторое различие в отношении к производственной демократии в США и в Европе. Если в США все права, связанные с участием работников в управлении, признаются лишь в меру их участия в капитале компании, то в ряде государств ЕС (например, во Франции) признаются такие права работника, исходя из его трудового участия, в том числе и вытекающее из трудового участия (по мере "накопления") право работника на участие в капитале компании.

Интересный пример из зарубежной практики - переход в 1994 году в собственность работников путем выкупа крупной американской авиакомпании "Юнайтед - Аэролайнс" с численностью работающих около 80 тысяч человек. Именно такой способ был расценен как наилучшее решение с точки зрения вывода компании из кризиса. Многие российские предприятия также могли бы обратиться к подобной практике и использовать вовлечение работников в процессы владения собственностью как выход из кризисной ситуации.

Проводимые в США опросы показывают, что работники, вовлеченные в программы ESOP, ощущают себя совладельцами предприятий только раз в году на собрании акционеров, а остальное время выступают как наемные работники своих же предприятий. Лишь на небольшом числе предприятий с ESOP работники участвуют в управлении. В то же время в странах, где хорошо работают системы участия (Германия, страны Северной Европы), собственность работников как форма влияния трудящихся на дела предприятия достаточно широкого распространения не получила.

В российских условиях, учитывая большое число приватизированных предприятий, было бы актуально использовать опыт американской системы участия в прибылях (ESOP) в сочетании с западноевропейской практикой участия работников в управлении производством.

 

О.А. Терновая,

научный сотрудник, аспирантка ИЗиСП

 

"Журнал российского права", N 8, август 2003 г.

 

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————

*(1) См.: СЗ РФ. 1998. N 30. Ст.3611.

*(2) См.: СЗ РФ. 1996. N 1. Ст.1; 2003. N 9. Ст.805.

*(3) См.: СЗ РФ. 1998. N 7. Ст.785.

*(4) См.: Official Journal Z 144, 04/06/1997 p.0019-0027.

*(5) UСITS - Undertakings for Collective Investment in Transferable Securities.

*(6) См.: Official Journal L 100 of 19.04.1988.

*(7) См.: Колганов А. Самоуправление за рубежом. Опыт ESOP и Мондрагонских кооперативов. М.: Академия самоуправления, 1997. С.2-3.