Комментарий к Закону о государственных

и муниципальных унитарных предприятиях

 

3 декабря 2002 г. вступил в силу Федеральный закон от 14.11.02 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон).

До принятия данного Закона правовое положение юридических лиц, относящихся к указанной организационно-правовой форме, во многом оставалось не урегулированным.

Гражданский кодекс РФ лишь заложил общие принципы, на которых должно строиться правовое регулирование отношений по созданию, реорганизации и ликвидации унитарных предприятий, прав и обязанностей собственников их имущества.

В рассматриваемом Законе общие принципы, введенные Кодексом, сохраняются, однако многие его положения, посвященные государственным и муниципальным унитарным предприятиям, изменены или утрачивают силу.

Следовательно, с вступлением в силу Закона статус юридических лиц данного вида во многом изменится.

Укажем основные новеллы Закона.

1. Создание государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также казенных предприятий должно происходить в строго ограниченных случаях, например в случае необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена или которое необходимо для обеспечения безопасности страны (п.4 ст.8 Закона).

2. Закон запрещает унитарным предприятиям создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие (дочернее предприятие) путем передачи ему части своего имущества (п.1 ст.2 Закона).

3. Размер уставного фонда государственного предприятия федерального уровня или уровня субъекта РФ должен составлять не менее чем 5000 МРОТ, а муниципального предприятия - не менее чем 1000 МРОТ, установленных законом на дату регистрации предприятия.

Уставный фонд должен быть сформирован в течение трех месяцев с момента государственной регистрации предприятия.

Стоимость имущества, закрепляемого за предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, при его учреждении определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. Иными словами, стоимость имущества должна быть определена независимым оценщиком.

В казенном предприятии уставный фонд не формируется.

4. Закон более четко регулирует последствия уменьшения стоимости чистых активов предприятия до размера ниже чем минимальный размер уставного фонда унитарного предприятия.

Так, в соответствии с п.2 ст.15 Закона, если по окончании финансового года стоимость чистых активов унитарного предприятия окажется меньше установленного Законом на дату регистрации такого предприятия минимального размера уставного фонда и в течение трех месяцев стоимость чистых активов не будет восстановлена до минимального размера уставного фонда, собственник имущества предприятия должен принять решение о ликвидации или реорганизации предприятия.

5. Уставный фонд унитарного предприятия может быть увеличен только за счет дополнительно передаваемого собственником имущества, а также собственных доходов предприятия (п.2 ст.14 Закона).

6. Предусмотрено создание резервного и иных фондов специального назначения унитарного предприятия за счет остающейся в его распоряжении чистой прибыли (ст.16 Закона).

Средства резервного используются исключительно на покрытие убытков унитарного предприятия.

Средства иных фондов, перечень которых должен содержать устав унитарного предприятия, могут быть использованы только на цели, определенные законами, иными нормативными правовыми актами или уставом предприятия.

Однако следует отметить некоторую неполноту положений о фондах унитарного предприятия. Во-первых, непонятно, обязательно их создание или они создаются по усмотрению предприятия, должен ли вопрос о создании фондов согласовываться с собственником имущества унитарного предприятия. Во-вторых, не определен максимальный размер упомянутых фондов.

7. Согласно п.2 ст.17 Закона унитарное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

В связи с возможностью создания резервного и иных фондов остается неясным, на какую часть прибыли может претендовать собственник имущества унитарного предприятия: за минусом отчислений в указанные фонды или без учета данных отчислений.

Многие предприятия возлагали надежды на то, что с принятием рассматриваемого Закона на федеральном уровне будет установлен максимальный размер той части прибыли, которую необходимо отчислять собственнику. Однако, как мы видим, этого не произошло.

8. Устанавливается ряд ограничений для руководителя унитарного предприятия (п.2 ст.21 Закона).

Подобные ограничения установлены для государственных служащих. Например руководитель унитарного предприятия не вправе занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности и др.

9. В соответствии с Законом за собственником имущества унитарного предприятия закреплен обширный круг прав и почти никаких обязанностей.

Так, без его согласия не может быть принят на работу главный бухгалтер, создан филиал, внесен или передан другому лицу вклад в уставный капитал (фонд) иного юридического лица.

Собственник утверждает бухгалтерскую отчетность, а также принимает решение о проведении аудиторской проверки, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг.

Собственник вправе обращаться в суд с исками о признании оспоримой сделки с имуществом унитарного предприятия недействительной, а также вправе истребовать имущество унитарного предприятия из чужого незаконного владения (ст.20 Закона).

Собственник также вправе предъявить иск о возмещении убытков, причиненных унитарному предприятию, к руководителю унитарного предприятия.

10. Рассматриваемый Закон по сравнению с Гражданским кодексом РФ существенно ограничивает сделкоспособность унитарного предприятия.

10.1. Установлено дополнительное требование, согласно которому унитарное предприятие распоряжается движимым и недвижимым имуществом только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет и виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными (п.3 ст.18 Закона).

10.2. Унитарное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества (п.4 ст.18 Закона).

Кроме этого уставом унитарного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия (п.4 ст.18 Закона).

10.3. Закон (ст.22) устанавливает специальный порядок совершения сделок, в которых имеется заинтересованность руководителя унитарного предприятия.

При этом руководитель унитарного предприятия должен доводить до сведения собственника имущества унитарного предприятия информацию о юридических лицах, в которых он, его родственники и (или) их аффилированные лица владеют двадцатью и более процентами акций (долей, паев) в совокупности или занимают должности в органах управления, а также обо всех известных ему совершаемых или предполагаемых сделках, в совершении которых он может быть признан заинтересованным (п.2 ст.22 Закона).

Сделка, в которой имеется заинтересованность руководителя унитарного предприятия, должна совершаться только с согласия собственника имущества предприятия. При нарушении данного правила сделка может быть признана недействительной судом по иску унитарного предприятия или собственника имущества данного унитарного предприятия (иными словами, такая сделка является оспоримой).

10.4. Закон (ст.23) устанавливает специальный порядок совершения унитарным предприятием крупных сделок.

Крупной сделкой является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более 10% уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 000 раз превышает установленный федеральным законом МРОТ.

Для целей квалификации сделки как крупной определяются: стоимость отчуждаемого имущества - на основании данных его бухгалтерского учета (иными словами, принимается во внимание балансовая стоимость отчуждаемого имущества), а стоимость приобретаемого имущества - на основании цены предложения такого имущества.

Решение о совершении крупной сделки может быть принято только с согласия собственника имущества унитарного предприятия.

10.5. Закон (ст.24) устанавливает специальные требования к сделкам унитарного предприятия, связанным с получением займов и кредитов.

Так, заимствования унитарным предприятием могут осуществляться в форме:

- кредитов по договорам с кредитными организациями;

- бюджетных кредитов, предоставленных на условиях и в пределах лимитов, которые предусмотрены бюджетным законодательством РФ;

- размещения облигаций или выдачи векселей.

При этом унитарное предприятие вправе осуществлять заимствования только по согласованию с собственником имущества предприятия объема и направлений использования привлекаемых средств. Кроме того, заимствования должны осуществляться унитарным предприятием с соблюдением порядка, определенного Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

 

А. Кузнецов,

АКДИ "Экономика и жизнь"

 

ФПА АКДИ "Экономика и жизнь", выпуск 2, февраль 2003 г.