Разделы



Комментарии к Кодексу корпоративного поведения

Российский кодекс корпоративного поведения: новый инструмент защиты прав акционеров

06 июня 2002 

Кодекс корпоративного поведения не имеет обязательной силы, но если его положения вводятся во внутренние документы конкретного общества, они становятся обязательными точно так же, как рекомендации, вводимые в текст договора, становятся его условиями, обязательными для исполнения сторонами

Современное корпоративное право выдвигает на первый план проблему защиты прав и интересов акционеров. Законодательство не всегда адекватно и своевременно реагирует на меняющуюся ситуацию в этой сфере, к тому же возникающие трудности не всегда могут быть решены с помощью законодательных или иных обязательных норм. Мировая практика нашла действенные способы решения возникающих проблем: в 90-е годы ХХ века появились документы рекомендательного характера, чаще всего именуемые кодексами корпоративного поведения. В это время и в России уровень развития корпоративных отношений уже требовал разработки подобного документа.

В мае 2001г. был создан международный консорциум по разработке проекта Российского кодекса корпоративного поведения, в состав которого вошли российские и иностранные специалисты(*). В рамках данной работы проект Кодекса обсуждался на парламентских слушаниях в Государственной Думе РФ, на заседании Консультативного совета по иностранным инвестициям при Правительстве РФ, в Российском союзе промышленников и предпринимателей, на заседании Ассоциации российских банков, на региональных конференциях и семинарах, а также в ряде научных и деловых кругов США.

В ноябре 2001г. на заседании Правительства РФ проект Кодекса был рассмотрен и в целом одобрен в качестве рекомендательного документа для российских хозяйственных обществ.

Даже поверхностное знакомство с Кодексом дает представление о его необычности и уникальности в российском контексте. Никогда прежде у нас не разрабатывался документ, носящий сугубо рекомендательный характер. Кодекс не имеет обязательной силы, но если его положения вводятся во внутренние документы конкретного общества, они становятся обязательными точно так же, как рекомендации, вводимые в текст договора, становятся его условиями, обязательными для исполнения сторонами. Основным побудительным мотивом включения положений Кодекса во внутренние документы общества являются объективно существующие экономические требования рынка привлечения инвесторов.

Объем российского Кодекса значительно превышает объем аналогичных документов зарубежных стран. Это связано в первую очередь с тем, что российская практика корпоративного управления пока еще находится в стадии своего формирования, и многие проблемы требуют большей детализации. В данной статье мы отметим лишь некоторые ключевые моменты, обеспечивающие защиту прав акционеров и потенциальных инвесторов.

Независимые директора

В российской практике роль совета директоров остается заниженной. Зачастую у членов совета директоров отсутствует возможность принимать независимые решения. Причинами этого являются в том числе:
- зависимость от акционеров, благодаря которым конкретный член совета директоров оказался в составе совета;
- выполнение функций члена правления одновременно с членством в совете директоров;
- наличие имущественных отношений с обществом.

Практика зарубежных стран предлагает решение этой проблемы путем включения в состав совета директоров независимых директоров. Независимые директора - это члены совета директоров, не занимающие никакие иные должности в обществе и не находящиеся с обществом, а также высшими должностными лицами общества ни в каких иных отношениях, которые могут повлиять на независимость их суждений.

При определении конкретных требований к независимому директору следует учитывать способность такого лица принимать независимые решения. В Кодексе установлен ряд критериев определения независимости. Независимый директор не может быть, в частности, должностным лицом или работником общества, аффилированным лицом общества, крупным контрагентом общества, представителем государства.

Роль независимых директоров особенно важна для объективной оценки результатов деятельности исполнительных органов и для принятия обоснованных решений по тем вопросам, где интересы исполнительных органов и акционеров общества могут расходиться. Такими вопросами могут быть, например:
• оценка деятельности и определение размера вознаграждения должностных лиц общества;
• избрание и прекращение полномочий генерального директора и членов правления;
• совершение крупных сделок и сделок с заинтересованностью.

Независимые директора также призваны внести вклад в обсуждение и принятие решений по вопросам выработки стратегии развития общества, разрешения корпоративных конфликтов с участием акционеров и т.д. Наличие в составе совета директоров общества независимых директоров позволяет сформировать объективное мнение совета директоров по обсуждаемым вопросам, что способствует укреплению доверия инвесторов к обществу.

Кодекс рекомендует, чтобы по крайней мере 1/4 состава совета директоров составляли независимые директора. Минимальное число независимых директоров равно трем.

Корпоративный секретарь общества

Законодательство устанавливает основные правила деятельности общества, обеспечивающие соблюдение прав акционеров. Как показывает практика, основные нарушения прав акционеров связаны с отсутствием процедур, обеспечивающих исполнение данных правил. Чтобы избежать таких нарушений, наиболее целесообразно выделить в обществе специальное лицо – корпоративного секретаря, единственной задачей которого должно стать обеспечение соблюдения должностными лицами и органами общества процедурных требований, гарантирующих реализацию прав и интересов акционеров.

Кодекс посвящает специальную главу корпоративному секретарю, описывая его функции, порядок его назначения и прекращения полномочий, предъявляемые к нему профессиональные требования. В обязанности корпоративного секретаря входит обеспечение:
• подготовки и проведения общего собрания акционеров;
• подготовки и проведения заседаний совета директоров;
• раскрытия информации об обществе и хранения документов общества;
• надлежащего рассмотрения обществом обращений акционеров.

Фигура корпоративного секретаря не является абсолютной новеллой Кодекса. Дело в том, что и сегодня в обществах работают секретарь общего собрания, секретарь совета директоров, секретарь исполнительных органов. Однако несогласованность их действий и разная подчиненность нередко приводят в конечном счете к нарушению прав акционеров. Соединение этих функций в одном лице поможет обществу повысить эффективность исполнения данных функций. Кроме того, акционеры будут знать конкретное лицо, к которому можно обращаться по вышеуказанным вопросам.

Для подготовки и проведения общего собрания акционеров корпоративный секретарь общества должен обеспечить составление списка лиц, имеющих право участвовать в общем собрании акционеров, их уведомление о проведении общего собрания, предоставление материалов, необходимых акционерам для подготовки к общему собранию. Кроме того, он осуществляет сбор поступивших в общество бюллетеней для голосования, обеспечивает соблюдение процедур регистрации участников общего собрания акционеров.

Закон «Об акционерных обществах» возлагает обязанность по созыву и подготовке общего собрания акционеров на совет директоров. Введение фигуры секретаря и возложение на него схожих, на первый взгляд, обязанностей ни в коем случае не должны приводить к выводу, что обязанности совета директоров перекладываются на корпоративного секретаря. Секретарь должен обеспечивать исключительно процедурный аспект этой обязанности.

В Кодексе рекомендуется подчинить корпоративного секретаря совету директоров общества, что должно обеспечить их совместную работу на всех этапах подготовки как общего собрания, так и заседаний совета директоров. Кроме того, в обязанности секретаря входит сообщение совету директоров обо всех выявленных нарушениях, допущенных должностными лицами и органами общества.

Для успешного выполнения своих обязанностей корпоративный секретарь должен обладать определенным уровнем профессиональной подготовки. Мировая практика свидетельствует, что наилучшим образом с такими функциями справляются юристы.

Раскрытие информации

Информация, которая должна раскрываться обществом в соответствии с законодательством и постановлениями ФКЦБ, не всегда достаточна для формирования адекватного представления о финансовом положении общества. В ряде случаев в нормативных актах существуют противоречия в отношении перечня раскрываемой информации, в частности, противоречия между статьями 23 и 30 закона «О рынке ценных бумаг». Помимо этого, не всегда обеспечивается соблюдение требований по раскрытию информации, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

Вместе с тем зарубежная и отечественная практика свидетельствует, что нет ничего более важного для акционеров и потенциальных инвесторов, как получение своевременной, полной и достоверной информации об обществе. Раскрытие информации об обществе в большой степени обеспечивает привлечение капитала и поддержание доверия к обществу. На решение этих вопросов направлены положения специальной главы Кодекса.

Одной из важных рекомендаций Кодекса является рекомендация о разработке внутреннего документа общества – Положения об информационной политике общества, в котором могли бы найти отражение следующие вопросы:
1) Перечень информации, которую общество обязуется раскрывать. При этом, разумеется, объем раскрываемой информации должен быть различным в зависимости от того, о каком обществе идет речь - акционерном или обществе с ограниченной ответственностью, а также насколько то или иное общество заинтересовано в привлечении дополнительных денежных средств.
2) Средства массовой информации, в которых раскрывается информация об обществе, в том числе наличие сайта в сети Интернет, на котором можно получить данную информацию; перечень информации, помещаемой на сайте общества.
3) Периодичность раскрытия информации, формы раскрытия информации.

Для акционеров подчас единственным способом получить какую-либо информацию об обществе является ознакомление с годовым отчетом общества. Ни в законодательстве, ни в иных нормативно-правовых актах не содержится перечень информации, которая должна включаться в годовой отчет. В Кодексе даны примерная структура и содержание годового отчета, подготовленные на основе зарубежного опыта.

Внутренний контроль

В настоящее время в России специальным органом, осуществляющим внутренний контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества, является ревизионная комиссия, работа которой чаще всего ограничивается проведением проверки деятельности общества один раз в год. Роль совета директоров в данном вопросе неоправданно занижена. Все это не обеспечивает всеобъемлющей и надлежащей системы контроля, что подчас приводит к грубому нарушению прав акционеров.
Для улучшения данной ситуации в Кодексе предлагается принципиально новая система внутреннего контроля, состоящая из следующих органов и структурных подразделений общества:
• Совет директоров - как центральное, организующее звено этой системы.
• Комитет совета директоров по аудиту - как постоянно действующий рабочий орган совета директоров по данному направлению деятельности.
• Контрольно-ревизионная служба - для ежедневного контроля за совершением всех хозяйственных операций общества в соответствии с финансово-хозяйственным планом.
• Ревизионная комиссия - как специальный орган общества для проведения годовых и внеочередных проверок финансово-хозяйственной деятельности общества.

Контрольно-ревизионная служба, предлагаемая Кодексом, может представляться, на первый взгляд, непривычной и не совсем ясной дополнительной структурой общества. Ни в коем случае ее нельзя путать с предусмотренной действующим законодательством ревизионной комиссией. Объединяет их только некоторое сходство в названии. В отличие от ревизионной комиссии контрольно-ревизионная служба - это не орган общества, а всего лишь его структурное подразделение, ответственное перед советом директоров и работающее на постоянной основе.

Не исключено, что в дальнейшем при надлежащем функционировании комитета по аудиту и контрольно-ревизионной службы функции ревизионной комиссии перейдут к ним и встанет вопрос об изменении действующего законодательства, касающегося ликвидации ревизионной комиссии, как органа общества.

Урегулирование корпоративных конфликтов

Нередко мы становимся свидетелями мелких и крупных споров между акционерами и органами общества, а также между акционерами, которые весьма негативно влияют на имидж общества и приводят к большим финансовым потерям для всех участников споров. Судебное рассмотрение таких споров требует существенных финансовых и временных затрат. Вместе с тем такие споры могут разрешаться самим обществом без судебного вмешательства. В Кодексе сделана попытка предложить обществам иной путь разрешения таких споров, получивших название корпоративных конфликтов.

В Кодексе предлагается, чтобы основную роль в разрешении корпоративных конфликтов играл генеральный директор за исключением случаев, когда конфликт затрагивает непосредственно его интересы. В последнем случае конфликт передается на урегулирование совету директоров или его комитету по урегулированию корпоративных конфликтов. Такой комитет может создаваться на постоянной или временной основе для разрешения конкретного конфликта.

Применение данного механизма позволит акционерам быстро, эффективно и профессионально решать свои конфликты с органами общества, не неся при этом дополнительных финансовых затрат. Само общество также весьма заинтересовано в таком способе урегулирования конфликтов со своими акционерами как с финансовой точки зрения, так и с точки зрения защиты своего имиджа. Это также позволит обществу решать свои внутренние проблемы, избегая ненужной в определенных случаях публичности.


*В состав консорциума входят юристы международной юридической фирмы «Кудер Бразерз ЛЛП», Михаил Брагинский, профессор Института права и сравнительного правоведения, г.Москва, Елена Кабатова, старший научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук, г.Москва, Алла Варламова, старший юрист юридической фирмы «Интер Лигал Сервисез», г.Москва, юристы «Соверейн Венчурз Инк.», международной фирмы, специализирующейся на консультировании по вопросам управления, расположенной в Вашингтоне, округ Колумбия, Андрей Геннадьевич Лисицын-Светланов, партнер московской юридической фирмы «ЮСТ».

Алла Варламова,
Елена Кабатова